Татьяна Соломатина. Приемный покой. – М.: АСТ, Астрель, 2010. – 318 с.
Татьяна Соломатина (р. 1971) – кандидат медицинских и доктор философских наук, в прошлом – акушер-гинеколог, эксперт Всемирной организации здравоохранения. Родилась в Одессе, окончила Одесский государственный медицинский институт, затем МГУ имени Ломоносова. Занималась клинической медициной. Работала в Детском фонде Организации Объединенных Наций, стажировалась в Бостоне, сотрудничала с журналами «Домашний очаг», «Здоровье», русскоязычным американским журналом «Чайка» и рядом интернет-порталов. Автор книг «Акушер-Ха!» и «Большая собака».
Роман «Приемный покой» причислен автором к жанру «врачебных романов» и повествует о буднях роддома и – немного отрывочно и прыгая во времени – о судьбах его персонала, причем в качестве основной сюжетной линии идет «куррикулюм витэ» врача-интерна Евгения Иванова и его коллеги, а потом и жены Марии. Очень неплохая задумка, которая, к сожалению, теряет свою прелесть по ходу романа, ибо претворена в жизнь тяжелым, чрезмерно и не к месту философским и одновременно грубым языком. В анонсе издательства направление книги указано – «беллетристика», но даже для подобного рода литературы в романе слишком много непонятностей, не относящихся к теме. Уж если врачебная тематика, конечно, подразумевает обилие медицинских цитат, терминов и профессионализмов, то изобилие оных из совершенно других областей знаний – музыки, литературы, религии – выглядит совсем не к месту. И заставляет читателя въезжать не только в «лапаротомию» и «интранатальную гибель», но и в «Колесо Сансары» или в «тождественную по результативности тонику». Возможно, сей прием и служит для просвещения читателя, но в таком случае – да и во всех других тоже – язык никак не поворачивается назвать «Приемный покой» книгой «интересной для прочтения в дороге из пункта отбытия в пункт прибытия», как советует нам тот же анонс.
Герои романа насквозь порочные: постоянно, везде, на работе и в свободное время пьют, берут взятки, курят, совокупляются, матерятся и одновременно рассуждают о псевдовысоком – ярчайшая иллюстрация к эпитету «гнилая интеллигенция». Единственное более или менее светлое пятно на их фоне – Зильберман, который, несмотря на менторские повадки и развратность, хотя бы хороший врач и великолепный «психотерапевт» для окружающих его коллег и пациентов. Но ему же, к сожалению, автор присваивает основную идею романа, а идея такова, что, в открытую воспевая порок, автор вменяет своим героям их во многом аморальное поведение – в несомненное достоинство, возвышающее их над остальными людьми. «Есть люди – человеки, а есть – ангелы». «Я – ангел, Полякова – ангел, Ситникова наша истерическая – ангел. Потому что мы воины». «А ты, Виталик, по сути своей – всего лишь человек». Звучит подобное весьма устрашающе, особенно учитывая, что это не сатира и не столь возлюбленная сейчас нашими кинематографистами «реалистичная чернуха», а вполне серьезная, целенаправленная мысль автора.
Главную героиню зовут Мария Полякова. Она работала врачом, вышла замуж за главного героя, родила девочку. А еще она во всем идеальна. «Ее заметили все». Они с главным героем оба ≈ красивые, умные и обаятельные. Это тоже заметили все. «Вы всегда будете одиноки в толпе», ибо «два вызывающе красивых человека, любящие друг друга, будут оскорблять всех окружающих одним лишь фактом своего сосуществования». Ну, конечно, не дано пастушке милой о богах судить бессмертных (и человекам об ангелах...)
Есть и приятные моменты: некоторые очень милые метафоры, замечательно переданная сцена убийства Зильбермана и красочно-натуралистичные сцены операций, пара метких и забавных фраз вроде «Ну и «не прелюбодействуй», опять же» или просто шедевральное «Срочновродзалщипцы!» – из всего этого могло бы получиться действительно очень хорошее, жизненное, веселое, доброе и умное произведение о жизни врачей. Ну или в крайнем случае неплохой детектив. А может быть, и всё сразу... Очень жаль, что этого, на мой взгляд, не вышло.