0
2990
Газета Проза, периодика Интернет-версия

19.02.2009 00:00:00

Тщетность бытия

Тэги: снегирев, венера


снегирев, венера

Александр Снегирёв. Нефтяная Венера. – М.: АСТ: АСТ Москва, 2008. – 286 с.

На нижней крышке переплета новой книги Александра Снегирёва писатель Андрей Геласимов кокетливо сравнивает его с модным французским автором: «В общем, я бы назвал его русским Бегбедером. Но поскольку Бегбедера я не читал, а только видел по телевизору, то все равно назову его русским Бегбедером. Уж очень похожи». Оставим на совести издателей форму этого сравнения – в общем, читывали еще и не такие корявые маркетинговые уловки – важнее, что оно неверно по сути. Проза изнеженного эстета из французской буржуазной семьи Фредерика Бегбедера, которого издатели постарались превратить в анархиста-деконструктора, до романа «99 франков» пребывала в латентном состоянии, а написав о кризисе среднего возраста, постигшем белого мсье в связи с кризисом общества потребления, Бегбедер сделался мэтром – псевдополитические рассуждения и мастеровитость текста призваны не грубо сбить читателя с ног, но вызвать немое восхищение, желание простереться ниц. В тексте Снегирёва нет посткапиталистической традиции, похоже, что нет никакой, он воспринимается из самого себя, то есть из самого текста.

После развеселого романа «Как мы бомбили Америку» Александр Снегирёв явно тяготеет к простоте стиля. Складывающаяся традиция модной прозы со смайликами-«альфочками», всяческими «ЗЫ» и прочими «находками» даже после нескончаемых интеллектуальных манипуляций не может преодолеть сетевого статуса со свойственной дегенеративному искусству интеллектуальной нагрузкой, чего Снегирёв, как всякий уважающий себя и читателя автор, желает избежать. Очень тяжелый, не для слабонервных, сюжет пересказывать не будем, он важен как таковой. Это беглое описание жизни тридцатилетнего мужчины, который сталкивается со смертями близких и в результате остается то ли критически одиноким, то ли абсолютно свободным. Герой и сам не совсем живой: «Подслушав в детстве разговор мамы с врачом, я узнал, что ей делали так называемую реанимацию плода. То есть меня. Оживили специальным уколом. Я родился мертвым, практически мертвым». Живет, повинуясь естественным побуждениям приличного человека (получается не очень легко и успешно), не может наладить свою жизнь, не может сдать в соответствующее заведение Ваню, сына с синдромом Дауна.


Венера – вечный символ смыслового плодородия.
Борис Кустодиев. Венера. 1920. Сочинский художественный музей
Ковыряются вдвоем на старой генеральской даче, в квартире, где постоянно засоряются трубы, рассыпаются откуда-то прабабкины (для ясности родство считаем от младшего, Вани) клубки, а на стене комнаты несчастного парня висит привезенный из Индии лоскутный ковер, в лоскуты которого покойная бабушка вшила молнии – получились карманы для личных сокровищ пятнадцатилетнего инвалида. Каждый раз, когда тебе подсовывают якобы интимный документ из личной жизни, морщишься, сомневаешься в своем праве подсматривать в ту часть индивидуального человеческого бытия, которая для тебя вовсе и не предназначалась, думаешь, что если в глаза тычут, значит, маркетинговая фальшивка, приз для кретинов. Но автор «Нефтяной Венеры» продемонстрировал, что умеет пользоваться известными приемами небанально, текст местами – без шуток – душераздирающий. Дело не только в простом нагнетании, чередовании, как на штрих-коде, черных и белых полос разной ширины, черных в нашем случае заметно больше. То мы видим парнишку-дауна, раскапывающего могилу, чтобы освободить покойного художника, чужого человека, за взятку похороненного на старом семейном участке, его надо выпустить из гроба, он там воскрес, парнишке сказал Ангел. То «на гранитном полу валяется зеленая крышечка от газировки. Ваня ударяет ее ногой, крышечка летит ко мне. Я┘ бью Ване┘ Пробка катится навстречу идущему милиционеру с усами. Милиционер строго смотрит на нас и делает точный пас Ване. Хороший знак». И очень смешно писанные пляски пьяненькой ясновидящей на столе на презентации некого фильма. Дело в том, что в повествовании Снегирёва заново приобретает человеческие черты то, что мы привыкли считать малоинтересным, мимо чего привыкли проходить, не оборачиваясь, и от этого воплощения становится страшновато. Детали, излишне выпуклые, даже кажущиеся искусственными – церковные свечи, например, в праздничном торте, вставленные за неимением пластмассовых розеток в вымытые и сбереженные зачем-то покойной бабушкой пластиковые соломинки от коктейлей, за само наличие которых герою стыдно, – говорят лишь о тщательности подхода автора, не экономящего ради «альфочек», пафоса и стиля. «Нефтяная Венера», кстати, это картина в стиле, надо понимать, арбатского гиперреализма, обнаженная натура на фоне берез, на которую, подобно Данае, проливается черный нефтяной дождь. Охотникам до толкования символов такая возможность предоставлена: Россия, углеводороды и безвкусица, бизнес кошмарят┘

Без оценок действительности Александр Снегирёв не обходится, и они не мешают сюжету и стилю. Впрочем, такой текст ничему помешать не может, как, наверное, и помочь: «Картинки фильма смешиваются с калейдоскопом моих видений. Страна со свистом и улюлюканьем проносится передо мной┘ Матросы, громящие дворцы, и юные аристократки, флиртующие на первых балах, «деды», избивающие салаг┘ Казаки с серьгами в ушах рубят шашками, еврейские скрипки плачут┘ медведи пляшут на ярмарках┘ Пальцы чекистов жмут на курки┘ Вот священники с выжженными на лбу пятиконечными звездами. Вот пьяные женщины в розовых пуховиках танцуют на Красной площади в новогоднюю ночь┘ Черноглазые горцы режут глотки вчерашним рязанским, тамбовским школьникам в российской военной форме┘ русалки плещутся под сводами затопленных колоколен» и много чего еще происходит, страницы на две. А вы говорите – Бегбедер┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1211
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
612
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
541
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
690

Другие новости