0
2542
Газета Проза, периодика Интернет-версия

27.11.2008 00:00:00

Учиться, учиться и учиться

Тэги: журнал, литературная учеба


журнал, литературная учеба

«Литературная учеба», № 6, 2008.

Событие, о котором так долго (приблизительно с минувшего августа) говорили в редакциях различных литературных изданий, свершилось – вышел шестой номер журнала «Литературная учеба», переквалифицировавшегося из расплывчато литературно-философского в сугубо литературно-критический. Появление любого нового издания подобной направленности не может остаться незамеченным на горизонте современной отечественной словесности. А если столь серьезному изменению подвергается легендарный журнал с непростой и славной судьбой, то градус интереса у читающей публики повышается соответственно значимости бренда в истории. С нее и начнем.

История «Литературной учебы» насчитывает без малого восемь десятилетий: в 1930 году издание было основано Максимом Горьким. При всем неоднозначном восприятии личности и творчества этого писателя нельзя отрицать его выдающиеся заслуги в деле восстановления российской литературы после кризиса революции и Гражданской войны. Во вступительной статье к первому номеру «Литучебы» Горький, в частности, писал: «Наша задача – учить начинающих писателей литературной грамоте, ремеслу писателя, технике дела, работе словом и работе над словом». И, надо сказать, с поставленной задачей журнал в те годы успешно справлялся. Так, в первое десятилетие существования «ЛУ» на ее страницах публиковался цвет молодой литературы – Михаил Исаковский, Николай Тихонов, Ольга Форш, Всеволод Вишневский, Константин Паустовский и другие. После закрытия в связи с началом войны это литературно-критическое издание было возрождено в далеком уже 1976-м как орган СП СССР и ЦК ВЛКСМ.


Учебу любят не только пионеры, но и писатели.
Евгений Кацман. Учиться, учиться, учиться! 1952. Калмыцкая картинная галерея, Элиста

Не надо печалиться – в те годы под такими аббревиатурами скрывалась самая обыкновенная «крыша» литературы. Обратить внимание стоит на другое: сотрудниками и членами редколлегии журнала выступали выдающиеся отечественные литературоведы и писатели. Здесь публиковались Дмитрий Лихачев, Лев Гумилев, Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Алексей Лосев – всех и не перечислишь. В это время о «Литературной учебе» узнала буквально вся «самая читающая страна», ведь тираж издания в эпоху журнального бума приближался к миллиону экземпляров. Среди тех, кого мы в той или иной степени причисляем к современной писательской элите, немало звучных имен, для которых «Литучеба» стала отправной точкой на пути к читательскому признанию. Роль «первооткрывателя» журнал выполнял и в девяностые годы, когда новое Смутное время отбросило всех нас к ситуации послереволюционного хаоса.

В последнее время Россия переживает издательский бум. Книги выходят если и не миллионными тиражами, то уж во всяком случае в таком богатом ассортименте, что возникает серьезный вопрос о качестве предлагаемой в таком количестве литературной продукции. Как любое искусство – мастерство музыканта, живописца – искусство писателя требует определенных навыков, которые начинающий творец способен освоить только с годами, в процессе приобретения опыта. Но специализированных учебных изданий практически нет. В этих условиях обновленный коллектив «Литературной учебы» приступил к «реставрации» уникального журнала, чьей задачей продолжает оставаться обучение «литературной грамоте, ремеслу писателя, технике дела, работе словом и работе над словом».

В шестом, дебютном номере основной упор сделан на критические статьи о современной литературе. Руководитель поэтического семинара в Литературном институте Сергей Арутюнов выступил с острой программной статьей «Спасибо, спето» – анализом текстов современной российской попсы. Сергей Брель рассуждает о возможных будущих русских классиках: кто они? Александр Житенев пристально обозревает журнальную поэзию. Максим Бурдин бесстрашно устремляется в бездну сетевой литературы. В специальной подрубрике «Живые журналы» Вадим Муратханов рассказывает о проекте «Интерпоэзия». В рубрике «Мастерство писателя» Владимир Козаровецкий рассматривает под увеличительном стеклом критики одно из стихотворений Ольги Седаковой, а Олег Филиппенко предваряет обстоятельной вступительной статьей публикацию стихов Анастасии Харитоновой (1966–2003), на мой взгляд, незаслуженно оставшейся в тени. Выдающийся русский филолог, нынешний редактор ожеговского словаря профессор Лев Скворцов представлен в журнале воспоминаниями о своих предшественниках – Викторе Виноградове, Сергее Ожегове, Александре Реформатском, в которых они предстают живо и «без галстуков». В рубрике Persona grata критик Инна Ростовцева выносит свой нелицеприятный приговор творчеству Юрия Кузнецова. Профессор из Иркутска Валерий Даниленко пишет в одной из статей рубрики «Культура речи» о вульгаризации русского языка, а главный редактор русской службы Радио «Свобода» Петр Вайль выражает профессиональное мнение о языке современной российской журналистики.

Особая рубрика – «Классик» – это блок статей, приуроченных к юбилею недавно ушедшего из жизни Александра Солженицына. Немалый интерес представляют здесь материалы Дмитрия Шеварова – о похоронах выдающегося писателя в Донском монастыре, Рафаэля Соколовского – о малоизвестных подробностях пребывания Солженицына в Казахстане и, наконец, размышление Ларисы Даниленко о повести «Раковый корпус».

Не забыты и литературные бойцы из противоположного стана. О Бедном Демьяне замолвил пространное слово заместитель главного редактора журнала «Шестое чувство» и, пожалуй, главный суворовед страны Арсений Замостьянов, а о Борисе Примерове напомнил питерский переводчик Дмитрий Колесников.

Этими и другими статьями о минувших и нынешних днях словесности, а также профессиональными разборами публикуемых художественных текстов (на сей раз опубликованы стихи Екатерины Монастырской и рассказы Павла Быкова) «Литературная учеба» вновь активно и мощно включается в современный литературный процесс.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
614
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
320
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
279
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
318

Другие новости