0
1484
Газета Проза, периодика Интернет-версия

02.11.2006 00:00:00

Соль на губах и черная кошка в гестбуке

Тэги: прокошин, между пушкиным и бродским


Валерий Прокошин. Между Пушкиным и Бродским: Стихотворения. – СПб.: Геликон Плюс, 2006, 128 с. («Созвездие»).

Валерий Прокошин пришел к читателю из интернета, точнее – благодаря интернету. Как бы иначе мог дотянуться к читателям в разных концах света поэт, практически безвыездно живущий в городе Обнинске Калужской губернии? Благодаря интернету состоялось и знакомство автора с издателем его книги «Между Пушкиным и Бродским».

Прокошин – поэт немолодой, но лихо освоивший новую сетевую реальность. Одной ногой он стоит в своем детстве, пришедшемся на советскую эпоху, а другой – в актуальном настоящем. В предисловии Александр Житинский пишет, что «в пору рассвета русской поэзии советского периода автору было бы уготовано почетное место» в ряду таких поэтов, как Твардовский или Рубцов. С этим трудно не согласиться, читая его трогательные, пронзительные стихи о детстве:

Брошусь в майскую пену
Сада и, как назло,
Встречу девочку Лену
Вместе с Гришкой-трепло.
И, обидой морозной
Захлебнувшись всерьез,
Побегу сквозь колхозный
Сад, ослепший от слез.
Пролечу мимо детства
Пестрой тенью скворца,
С разорвавшимся сердцем
Семилетний пацан┘

Сам поэт определил себя «где-то между Пушкиным и Бродским». Хотя корни Прокошина в не меньшей степени уходят в Серебряный век, и Ахматова, Мандельштам, Цветаева – постояльцы его стихов. Недаром за эту книгу Прокошин недавно получил премию имени Марины Цветаевой. Есть, однако, и одно существенное отличие поэта от вышепоименованных. Сам он – отнюдь не дворянских и не интеллигентских кровей, из простого народа:

Я родился в фабричном бараке
и жил в нем, как свечка сгорая,
Освещая собою подвалы, углы,
чердаки, пустыри.
И кого-то любил, не боясь,
ничего еще не понимая,
Только чувствуя, как теплый
пепел любви оседает внутри.
Я крещен на дому у священника,
возле церковных развалин,
В городке, где единственной
меккою водочный был магазин.
Ни латыш, ни узбек,
ни цыган, ни мордвин, ни еврей, ни татарин,
А обычный советский пацан –
алкаша и уборщицы сын...

Провинция стала не просто родиной поэта, она вошла в его кровь и плоть, он уже никогда не сможет жить в столице и глотать ее едкий дым. Но Обнинска, где живет поэт, в его стихах, как ни странно, мало. Больше Калуги, поминающейся поэтом многажды и на разные лады. Наверно, ни один поэт не писал о ней так много, так прочувствованно, так горько и хорошо. И когда-нибудь, кажется, в Калуге просто обязаны будут поставить памятник поэту Прокошину: «Этот город похож на татарскую дань/ С монастырскою сонной округой./ Здесь когда-то построили Тмутаракань/ И назвали зачем-то Калугой┘»

К столицам же поэт относится подозрительно: «Москва – ненадежное русское место/ Для жизни счастливой┘» Или вот еще: «Я в Киеве мельком. А что здесь делать долго?»

Прокошин поражает не только пронзительностью поэта, чувствующего голос русской провинции, но и откровенностью эротического высказывания, балансирующего на грани «постклассического» или «высокого» порно, как он сам это определяет: «Горькой полынью – а что ты хотела? –/ Пахнет твое обнаженное тело./ Соль на губах, на сосках и в промежности –/ Солоно┘ Я умираю от нежности┘»

Но не было бы поэта Прокошина и без его экстремального новояза, когда в ход идут привычные в обыденном разговоре интернет-термины, которыми прочие поэты в литературной речи брезгуют: «Я сам себе юзер в безмолвном раю,/ И часто не ведаю, что говорю,/ Когда повторяю: Аз буки┘/ Прости меня, Господи, правда, прости/ За трафик полночный, за мышку в горсти,/ За черную кошку в гестбуке».

Прокошин – первый, наверное, поэт, написавший поэму об интернете. Его «Мать-и-матрица» уже вызвала и, думаю, еще будет вызывать бурные споры, но факт остается фактом – теперь в русской литературе интернет стал частью поэтической мифологии. Сам Прокошин навсегда останется поэтом русской провинции, жителем своего Обнинска, потому что не видит смысла в перемене мест: «Отсюда уезжать – какой корысти ради,/ Сжимая чернозем в отравленной горсти?/ В Венеции – чума, блокада – в Ленинграде,/ И Бог глядит в глаза – и глаз не отвести».

А у читателей есть теперь эта книга, которую хочется перечитывать, не отводя глаз.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1419
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1429
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1169
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
742

Другие новости