60-летие окончания Второй мировой и Великой Отечественной: победители и побежденные в контексте политики, мифологии и памяти. Библиотека либерального чтения. Вып. 16. - М.: Фонд Фридриха Науманна, АИРО-XXI, 2005, 248 с. ISBN 5-91022-008-Х
Сборник представляет собой материалы к Международному форуму, который состоится 28 сентября в Москве, в Библиотеке иностранной литературы. Тема - взаимодействие официозных и народных мифов о войне. Тема все еще актуальная, ведь отношение к Великой Отечественной - до сих пор показатель настроений, царящих в обществе. И чем больше лет проходит со дня победы, тем больше возникает вопросов: кто все-таки победил в той войне? и кого? Почему победили: благодаря или вопреки? От ответов на эти вопросы зависит отношение и к фигуре Сталина, и к советской власти как таковой. А главное, к себе, какие мы есть в начале двадцать первого века. Среди авторов сборника историки и публицисты Лев Гудков, Геннадий Бордюгов, Борис Соколов, Мариэтта Чудакова и другие.
Аркадий Арканов. Jackpot подкрался незаметно. - М.: Вагриус, 2005, 272 с. ISBN 5-9697-0108-4
Повесть известного, как пишут в телеанонсах, писателя-сатирика. Или даже роман. Жанр: "фантамистика". Вот объяснение автора: "Это - сочиненное мной литературное блюдо из смеси ненаучной фантастики и еще более ненаучной мистики, то есть две основные составляющие нашей так называемой жизни". Так называемая жизнь проистекает в городе Мухославске и делится на две части. Первая - "Рукописи не возвращаются" - была опубликована в журнале "Юность" еще в 1986 году. Время - предперестроечное, дело происходит в редакции журнала "Поле-полюшко", сюжет крутится вокруг так и не опубликованной в оном повести, принесенной в журнал таинственным незнакомцем. В части второй - "Ягненок в пасти осетра" - те же лица, но двадцать лет спустя. Мухославский мирок вроде бы перевернулся с ног на голову, на месте разрушенного взрывом здания журнала "Поле-полюшко" вырос особняк в стиле "китч-модерн", но Россия осталась Россией. Есть что обличать перу фигурирующего в тексте беспощадного сатирика Аркана Гайского...
Александр Давыдов. Три шага к себе... - М.: Наука, 2005, 368 с. (Русский Гулливер). ISBN 5-02-033917-2
Александр Давыдов (р. 1953) - писатель, переводчик, главный редактор журнала "Комментарии". Пишет сложную, интеллектуальную, как теперь говорят, прозу. "Три шага к себе..." - трилогия, три повести: "Ноль", "Сто дней", Ночка". Автор признается: "Трилогия писалась давно, в смутную, тяжкую, истинно "нулевую" эпоху, когда, однако, исподволь вызревало новое сознание. Кстати, писалась она при четырех российских правителях. По прошествии стольких лет я уже не воспринимаю этот прямой репортаж из безвременья как собственное творчество..." Может, и так. Репортаж. Любая проза в большей или меньшей степени репортаж. "Проснулся парк за окном - совсем теперь не кажется грозным; омыт каждый древесный листик ночным дождем..." Кстати, книжка открывает новую серию, кроме Давыдова в ней напечатаны также книги Андрея Таврова "Парусник Ахилл" и Александра Иличевского "Бутылка Клейна".
История женщин на Западе: От древних богинь до христианских святых. - СПб. Алетейя, 600 с. (Гендерные исследования) ISBN 5-89329-789-8
Первый том пятитомника, состоящего из работ 75 современных (и не только) историков. Преимущественно французов и итальянцев. Своего рода хроника Древнего мира с феминистским уклоном. Попытка написать "женскую" историю человечества в противовес "мужской". Составители и редакторы сборника по крупицам восстанавливают картину того, как в древности формировалось представление о гендерных отношениях. Более или менее надежными источниками служат авторам литература, надгробия, архитектурные планы. По ним видно, какое место занимала женщина в доме европейского человека и какие функции выполняла. Место это, прямо скажем, не слишком большое. Функции самые обычные: секс, деторождение и хозяйство. К реальным женщинам относились с гораздо меньшим почтением, чем к богиням из пантеона, весталкам, жрицам и прочим служительницам древних культов. Историки анализируют миф о матриархате (выходит, это был миф), прибегают к сочинениям Аристотеля и Платона, которые и заложили основы философии пола.
Энтони Поуэлл. Сумеречные люди / Пер. с англ. А.Ливерганта. - М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2005, 298 с. ISBN 5-93381-180-7
Почти неизвестный у нас Энтони Поуэлл (1905-2000) в Англии считается классиком и почитается не меньше, чем Ивлин Во или Олдос Хаксли. Перед нами дебютная книга Поуэлла, роман, который он написал в двадцать шесть лет. Тема его - все то же "потерянное поколение", о котором так много сказано у Хемингуэя и Ремарка. Акценты, впрочем, тут расставлены принципиально иначе. Не на поствоенных неврозах, а на утрате ориентиров, на жизни бесцельной, беспочвенной. Каждый день похож на предыдущий, а общение нужно лишь затем, чтоб хоть как-то заполнить время: "Прингл был задуман природой как мужчина, из которого женщины тянут деньги, и - в качестве компенсации - Господь даровал ему темперамент человека, которому этот процесс доставляет удовольствие".