Елена Казанцева. Концерт (в двух отделениях): Стихотворения. - СПб.: Вита Нова, 2002, 158 с. (Варварская лира.)
Стихотворения бывают детские, полудетские и крепленые.
А бывают - стихи под гитару. Слушать их приятно, а читать чаще всего просто невозможно. Елена Казанцева тоже поет, поет хорошо, завоевывает какие-то там призы и считается известным бардом. Да только стихи она пишет первых трех сортов: детские, полудетские и крепленые. Но издана в бардовской серии, да и перед товарищами, наверное, неудобно, вот она и маскирует книгу стихов под сборник песен. И называется книжка "Концерт". И подзаголовок у нее: "В двух отделениях". И даже краткие вступления - типично концертные - предваряют почти каждое стихотворение.
Бесполезно. Сколько ни читай и ни пой с эстрады хорошие стихи, они не перестанут быть стихами. "Я не вымыла посуду. / Я и завтра мыть не буду. / К черту всякие дела! / Умерла - так умерла". Это, если следовать выбранной терминологии, скорее всего - полудетское. А вот, к примеру, детское: "У меня замерзли ноги, / я их - кошке под живот. / Были б кошки недотроги, / что б с ногами было? Вот!".
Второй ряд русской поэзии - Лебядкин, Хармс, Олейников, Глазков, Холин, Григорьев, список можно длить очень долго. Вот только женских имен в нем нет. Женщины-поэты попадают или в мейнстрим, к главной кормушке русской поэзии, где Ахматова и Цветаева, или уж в ряд третий или четвертый, а то и в пятый - к "несправедливо забытым".
А ведь упомянутый второй ряд - и так самый лучший. А уж быть там единственной (или почти единственной) женщиной и вовсе что-то запредельное. И дело тут не в так называемом юморе, тотальной иронии, дело в отношении к мейнстриму и читателю. Мейнстрим - для антологий, для филологов, для памятников и премий, но не для человека. Только по-настоящему гениальных авторов из мейнстрима - уровня в самом деле Ахматовой или Пушкина - можно читать для себя, для личного пользования. С пользой для здоровья и душевного равновесия. "Мне любить все равно кого - / каждый смертный любви достоин. / Я бы выбрала одного, / но один для меня - не воин". А это уже, как нетрудно догадаться, крепленое.
Насчет авторской песни. Она тоже формирует правильное отношение к великой русской поэзии. Скучное слушать не будут. Но вот чтобы было и не скучно, и по-настоящему хорошо - это уже удел немногих. И тут уже не до шуток. "Не хватит сил, и я с балкона / однажды прыгну навсегда, / чтобы с ночного небосклона / в меня не целилась звезда / и не пугала дальним светом, / быть может, мертвая уже┘ / Я б не хотела: быть поэтом / и жить на первом этаже". Поэты никогда не живут на первом этаже. Потому что, даже если они вывалятся случайно из окошка полуподвала, все равно - разобьются. Или полетят, что в принципе одно и то же, ибо любой полет сами знаете чем заканчивается. А вообще-то поэты обычно живут на предпоследнем этаже. Чтобы всех видеть (эпическая поэзия), но и чтобы соседи сверху могли время от времени заливать (лирика). Впрочем, хороший поэт - он на любом этаже поэт. Даже на втором.
Кстати, в серии "Варварская лира", где напечатана Казанцева, вышло уже немало книжек бардов, в том числе бардов довольно известных. Но бардов ведь не то что читать, их и слушать-то не всегда хочется, а Казанцева - случай особый.