0
1985
Газета Проза, периодика Интернет-версия

18.04.2002 00:00:00

Переход к цитате

Тэги: Седакова, Стихи


Ольга Седакова. Стихи. - М.: Эн Эф Кью/Ту Принт, 2001, 576 с. Ольга Седакова. Проза. - М.: Эн Эф Кью/Ту Принт, 2001, 960 с. Ольга Седакова. Путешествие волхвов. Избранное. - М.: "Логос" - Журнал "Итака", 2001, 272 с.

На излете ушедшего года наиболее совестливые из критиков вздыхали: не было в 2001-м "литературного события года".

Между тем, было.

Вышел двухтомник Ольги Седаковой: в первом томе - стихи, во втором - проза. К сожалению, такова была воля издателей, что эта книга публично появилась лишь единожды - на презентации в Библиотеке иностранной литературы - и купить ее можно лишь на складе издательства в медвежьем углу Москвы. Результат: спустя десять лет после отмены цензуры самый значительный поэт того поколения, которое вступило в литературу сразу после поколения Бродского, остается непрочитанным. Крошечная книжечка, выпущенная в 1990 г. памятным многим издательством "Carte Blanche", тогда составила событие и моментально превратилась в библиографическую редкость. В 1994-м то же "Carte Blanche" вместе с "Гнозисом" выпустило большой том - Ольга Седакова. Стихи - надолго ставший самым полным собранием стихотворений поэта.

С тех пор до самого последнего времени книги Седаковой здесь не выходили.

Самое драгоценное для меня в томе "Поэзия" - напечатание ранних стихов. О том времени, когда были написаны самые любимые из них - о середине семидесятых, - немало горьких, справедливо горчайших слов отыщет читатель уже во втором, прозаическом томе. В написанной уже в 80-е гг. "Элегии, переходящей в реквием", для этого времени и этого места будет найдена страшная формула: "Здесь кажется, что притча - Эльсинор, / а мы пришли глядеть истолкованье / стократное".

Но что делать, все мы любим свою юность. Тогда в некоторых местах были такие окна, за которыми как будто расстилалось что-то другое, не то же, что мы увидели бы, выйдя на улицу. Такие окна были в Большом зале консерватории, такие окна голубели, а потом синели по вечерам в Фундаментальной библиотеке МГУ. Долго казалось, что таким окном была музыка. Но если бы меня попросили описать, что же сквозь эти чудесные стекла видно, я не смогла бы сказать более точно, чем как "стихи Седаковой".

Казалось, что они существовали всегда, сами по себе, и автор только сделал их доступными созерцанию - и "блаженству повторенья". Тогда не было, разумеется, никаких книг, а были сплетенные на манер диплома машинописные странички, и я выучилась печатать на машинке, снимая для себя копию:

Любовь молодая глядит
из ветвей,
как сердце ее умоляет: добей!
А старая ходит
с целебной травой.
Сосед ее знает,
и путник чужой
глядит, как душиста
ее нищета:
и дом без ребенка,
и двор без скота.

("Филемон и Бавкида", 1975)

Эти стихи помимо многого учили двум вещам: словарю и форме. Словарю - во-первых, в самом простом смысле: в них много было непонятных слов. В силу как раз тогда получаемого образования я в отличие от большинства своих сверстников хорошо знала, кто такие Филемон, Бавкида и Дафна. Знала даже, что, по наблюдениям древних греков, именно особенная походка отличает божество от человека и позволяет узнать его: боги перемещаются, не переставляя ног. "Сразу в походке явилась богиня┘" Но зато, как и большинство моих сверстников, я не знала, что такое "пчелиный труд киновии", что такое Вербная, не знала никакого другого Юлиана, кроме Юлиана Отступника, не знала, кто такой "проклятый поэт" и кто такие минориты┘ Всему этому предстояло учиться.

Был и другой смысл у того, что я сказала выше: учиться словарю. Самые простые слова - вода, роза, страданье - в стихах Седаковой приобретали какое-то иное значение, не хочу сказать новое, потому что как раз казалось, что не новое значение приписывается слову, а угадывается истинное, которое было присуще этому слову всегда, но потускнело и забылось.

Стихи учили форме. Не потому, что часто носили, так сказать, формальные названия - Баллада, Канцона, Элегия - и тут было понятно, что названия эти отсылают к какой-то другой, не литературной только форме. Нет, они учили форме самой по себе, форме, себе довлеющей, не разорванной противопоставлением содержанию, но противостоящей хаосу.

Но главный урок этих стихов был в том, что есть нечто бесконечно более важное, чем ты, - и знание это не только не оскорбительно, но, наоборот, предельно радостно, и хотя в стихах чаще говорилось о вещах печальных, ощущение от них оставалось радостное. Врагу здесь полагается сострадание и жалость, но куда более строгий счет предъявляется "остальным": "О тех, кто на судьбу / махнул - и получил свое. / О тех, / кто не махнул, но в общее болото / с опрятным отвращением входил, / из-под полы болтая анекдоты. / Тех, кто допился. Кто не очень пил, / но хлопок воровал и тем умножил / народное богатство. Кто не дожил, / но более - того, кто пережил".

Прозаический комментарий к этим стихам читатель найдет во втором томе, в статье "О погибшем литературном поколении. Памяти Лени Губанова". Но сказанное выходит за рамки одного поколения. Потому что есть другая мера.

Именно поэтому мне не только ранние, но и никакие стихи Седаковой не хочется разбирать филологически. Они вызывают иное отношение к себе - не анализ, но любующийся взгляд. "Благоговея богомольно / Перед святыней красоты". И потому, повторюсь, положение представляется мне трагическим. Дело даже не в том, что настоящий читатель Седаковой должен как минимум знать итальянский, немецкий и английский, должен знать Данте, Паунда, трубадуров, Китса, музыку. Должен превосходно знать литургическую поэзию. Дело не в объеме сведений, не в эрудиции, - а в том взгляде, который позволяет понять, что слова: "Как хорошо наконец, / как хорошо, что все, / чего так хотят, так просят, / за что отдают / самое дорогое - / что все это, оказывается, совсем не нужно" - что эти слова не поза, но правда, повторение в девяностые годы того, что как обещание было сказано в семидесятые:

- Неужто Бог идет, как яд?
Идет, как яд идет в крови,
и, безопасный иноверцу,
Он только слышащее сердце
рвет, словно письмо любви.
И сердце просит:
- Разорви!

Вот этого "слышащего сердца" и требует Седакова от своего читателя. В семидесятые, восьмидесятые годы такие читатели существовали - и вовсе не были знатоками Данте и Шуберта. Они умели слушать и любить и непонятное, - но теперь иных уж нет, а те далече. Впрочем, сама Ольга Седакова смотрит на вещи не так трагически.

Все-таки последние по времени написания из публикуемых стихов она назвала "Начало книги".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
314
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
245
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1961
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1501

Другие новости