Ольга Ивинская. Земли раскрытое окно. - М.: Синее яблоко, 1999, 167 с.
ПРОВЕДЕННЫЕ вместе с Пастернаком 13 лет любви, за которые она заплатила восемью годами лагерей, превратили Ольгу Ивинскую в личность легендарную.
Ей посвящены "Разлука", "Свидание", "Осень", "Сказка" и многие другие стихотворения. Она же - Лара из "Доктора Живаго". В год их знакомства появилось "Свеча горела", "ставшее песней, мифом, может быть, самым знаменитым текстом о любви в русской поэзии XX в.", по словам Ирины Емельяновой, дочери Ольги Ивинской.
Именно поэтому говорить об этой книге как о сборнике стихотворений достаточно затруднительно. Если разбирать их беспристрастно, то нельзя не отметить вторичности - "Играй во всю клавиатуру боли, // И совесть пусть тебя не укорит, // За то, что я, совсем не зная роли, // Играю всех Джульетт и Маргарит", подражательности - "Я люблю, когда в мире метель // И ко мне ты приходишь с погоста, // Словно это обычно и просто.// Неживым притворяться тебе ль?", чрезмерной декларативности и дидактичности - "Теперь, когда нет Пастернака // О как вам вольготно творить! // Лакеи в писательских фраках, // Вы заново начали жить!" - но все эти рассуждения оправданны, если смотреть только на текст, закрыв имя автора. А в этом издании текст стихотворений является лишь одним из составляющих макротекста всей книги, фактически представляющей собой развернутую поэтическую биографию Ольги Ивинской.
Стихотворения не предназначались для печати. Сборник составлен Д.Виноградовым и Ириной Емельяновой. Ею же написано предисловие. Вместо традиционной в таких случаях биографии в начале сборника фактически помещено лирическое эссе "Женщины в жизни Пастернака". Точнее, две женщины - Зинаида Нейгауз и Ольга Ивинская. Сестра Антипова и Лара. Музыка и поэзия.
Сама книга состоит из трех разделов, трех этапов жизни Ивинской: 1949-1953 - первый срок в лагере, смерть Пастернака и второй срок в лагере - 1960-1964, жизнь "после всего" до кончины 8 сентября 1995 года. Соответственно три части книги названы "Потьма первая", "Потьма вторая", "После возвращения" (Потьма - столица мордовских лагерей). Стихотворения проиллюстрированы многочисленными фотографиями и своеобразным автокомментарием - отрывками из книги мемуаров "В плену времени": "Когда в восемь вечера оборвалась моя жизнь, - в комнату вошли чужие люди, чтобы меня увести, - в машинке осталось неоконченное стихотворение".
В конце книги помещены переводы Ивинской.
- Все, что видел на дорогах я
Долгой жизни, - вспомнилось сегодня,
Видно, по законам бытия.
Жизни позабытые картины
Медленно прощаются со мной
В смертный час, когда над жизнью длинной
Бьют часы за городской стеной.
Этими строками из Рабиндраната Тагора (наверное, лучшим из написанного Ивинской, недаром их любил Пастернак) завершается книга.