Сначала═ это были водолазные колоколы. Потом построили специальные═ катамаранные суда "Вулкан", в советском флота было такое же═ -═ "Коммуна". Много лет существую два принципиальных способа: "сухой"═ и═ "мокрый". Первый - это═ самостоятельно═ всплывающий═ отсек═ подводной лодки - ВСК у "Курска". Второй - выход подводников═ через═ шлюзовой люк через специальный тубус при═ затопленном═ отсеке═ методом свободного всплытия через толщу воды.═ И═ наконец═ -═ специальные подводные аппараты - минисубмарины.
Автор статьи тоже несколько лет работал в═ организации═ целенаправленно═ создававшей═ средства спасения подводников с лежащей на═ грунте═ лодки.═ Просто═ удивительно слышать, что авария с "Курском" - якобы нестандартная. А к чему же тогда много лет готовились? Вот процитирую сборник═ "Тайфун" N3 1999г статью Ю.Г Самко "Подводные═ аппараты═ ВМФ═ СССР═ и России":
═══ "Первая попытка создать ПА, предназначенный для спасения экипажей затонувших ПЛ относится к 1958 году... головным разработчиком назначили ЦКБ "Лазурит" г Горький... В 1962═ году═ окончились сдаточные и приемные испытания ЭСПЛ... В═ 1967═ г═ ЦКБ═ "Лазурит" разработало технический проект 1837 спасательного подводного снаряда (СПС)... Назначением СПС является: спасение личного═ состава затонувших ПЛ с глубин до 500 м путем приема подводников═ в═ снаряд и транспортировку их на ПЛ или надводный корабль... Этот═ СПС рассчитан на проведение спасательных работ при крене до +-15 градусов,═ и способен═ без═ подзарядки═ совершить═ два═ рейса═ к═══ аварийному объекту...
═══ Для поисково-спасательного обеспечения ПЛ с рабочей═ глубиной погружения более 500 м ЦКБ═ "Лазурит"═ спроектировало═ автономные спасательные глубоководные═ аппараты═ СГА═ с═ титановым═ корпусом проекта 1855 "Приз". Головной вступил═ в═ строй═ в═ 1986═ г.═ Затем... для создания мобильной спасательной системы спасения на мо- ре в ЦКБ═ "Лазурит"═ был═ создан═ спасательный═ глубоководный═ ПА проекта 18270 - "Бестер"...
═══ В период заводских ходовых и═ государственных═ испытаний═ СГА пр. 18270 в период с 20 сентября по 4 ноября 1994 г. в Белом═ море со спасательного судна "Герман Титов" проводилась═ реальная═ эвакуация подводников из "аварийной" дизельной ПЛ. Несмотря на сложные условия в полигоне - СИЛЬНОЕ ПОДВОДНОЕ ТЕЧЕНИЕ,═ видимость═ 3 м, отсутствие слаженности экипажа и опыта в выполнении таких═ работ (последний раз подобная тренировка проходила в 1987 г.)═ испытания показали высокую эффективость и безопасность═ использования СГА при выполнении спасательных и═ других═ подводно-технических работ."
══ Да, при учебных погружениях все было удачно, а═ как═ случилась реальная авария с "Курском", так сразу все пошло кувырком. Не═ то что поднять погибающих моряков -═ за несколько дней═ беспрерывных погружений водолазные колоколы и два российских подводных аппарата НИ РАЗУ ДАЖЕ НЕ ЗАКРЕПИЛИСЬ на комингс-площадке аварийной лодки. Чему же тогда они учились?
Оригиналы продолжения: