ФОТО MONICA ALMEIDA/THE NEW YORK TIMES Пешеходы проходят мимо бездомных в центральной части Лос-Анджелеса.
Когда я рос, неравенство в доходах еще не было серьезной проблемой, поскольку американский средний класс был силен, а плутократия не имела такого влияния, как сейчас.
Однако была сильная озабоченность проблемами афроамериканцев, среди которых росла социальная напряженность, даже несмотря на то, что официально расовая дискриминация (но не дискриминация де-факто) уходила в прошлое. Что же происходило?
На этот счет существовали всякие теории – от культурологических до таких, которые объясняли все социальной поддержкой со стороны государства. Однако некоторые люди, в частности социолог Уильям Джулиус Уилсон, утверждали, что все дело в экономике: хорошие рабочие места, хотя их еще хватало в Америке в целом, исчезали из крупных городов, где было сконцентрировано афроамериканское население. Социальный коллапс был следствием этого процесса.
Эта история оказалась пророческой, она показывала, что если белые американцы столкнутся с аналогичным исчезновением возможностей для заработка, то у них разовьются аналогичные поведенческие модели. И конечно же, по мере обнищания среднего класса мы стали наблюдать то, что корреспондент National Review Кевин Уильямсон недавно описал как «зависимость от пособий, пристрастие к наркотикам и алкоголю, анархия в семьях».
И какой же урок отсюда следует? Белые бедняки – морально разложившиеся типы, и им следует перебраться туда, где есть возможности для заработка (где бы это ни было). Просто гениально.
Уильямсон также прошелся по адресу продуктовых талонов, программ социальной поддержки и страхования на случай нетрудоспособности, которые, по мнению консерваторов, являют собой сплошное мошенничество, несмотря на многочисленные свидетельства об обратном.
Разумеется, стоит отметить, что другие развитые страны с куда более щедрыми социальными программами не сталкиваются ни с чем похожим на тот социальный коллапс, который мы наблюдаем в самом сердце Америки.
Просто загляните в работу экономистов из Принстона Энн Кейс и Ангуса Дитона (здесь: bit.ly/1Qws8EL). Согласно исследованиям, получается, что наличие сильной системы социального обеспечения приводит к улучшению, а не к ухудшению социальной ситуации. Идея, что продуктовые талоны виноваты в бедах Америки, полностью противоречит фактам.
(Реплика в сторону, поскольку все равно кто-нибудь поднимет этот вопрос: другие развитые страны открыты для торговли не меньше нас, поэтому что бы вы ни думали о свободной торговле, совсем не обязательно, что она приводит к социальному коллапсу.)
Выясняется, что в данном вопросе правые так же не способны посмотреть в лицо фактам, как и в любом другом случае.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Наша слабая социальная поддержка
Будучи человеком, который на себе испытал все недостатки нашей системы социальной поддержки, могу утверждать следующее: Америка решила, что я никчемный мусор в силу экономических обстоятельств, которые я не в состоянии контролировать.
Я поступал, как положено. Я пошел в колледж, изучал точные науки. Получил диплом.
Затем я работал в исследовательской сфере, пока там не началась безработица. Я прошел переподготовку для работы в IT. Затем меня снова уволили. Теперь я переживаю очередной период затяжной безработицы.
Мне повезло, что я не брал кредитов, не покупал дом и тратил деньги по минимуму. Тем не менее, будучи взрослым холостяком, я практически не имею права на социальную поддержку.
Я недостаточно стар, чтобы уйти на пенсию, но меня считают слишком старым для найма. Другими словами, меня считают пустой тратой времени и денег. Мой опыт и квалификация никого не интересуют.
Важно лишь, чтобы компании выполняли квартальный план, чтобы американцы тратили деньги и чтобы те из нас, кто не может найти работу, умерли, дабы не смущать остальных своей безработицей, бездомностью или болезнями.
Единственные достойные американцы – это, похоже, топ-менеджеры корпораций, политики или богачи.
– Без имени,
Калифорния
Я всецело за урезание социальных выплат – топ-менеджерам корпораций.
Г-н Кругман, вы в своей статье ничего не пишете о том, каким ударом по самооценке становится неспособность найти стабильную работу. Люди просто теряют свою идентичность.
Добавьте к этому пропаганду и то, как она изображает людей, живущих на пособие. Все это должно делать безработных очень несчастными.
– Nancy,
Массачусетс
Люди, которые чувствуют себя уверенно в финансовом плане, меньше переживают по поводу удовлетворения таких базовых потребностей, как медицинское обслуживание, жилье и пропитание.
У них больше времени для креатива и инноваций, есть средства для воплощения своих идей в жизнь. У них однозначно больше потребительской уверенности и нет нужды переживать из-за лишнего потраченного доллара.
Согласно этой логике, идея о том, что программы социальной поддержки снижают мотивацию и потребление, выглядит глупой. Эти программы полезны и для людей, и для компаний, и для экономики в целом.
– Peg, Аризона
Общедоступное медицинское обслуживание работает. Качественное государственное образование с низкой платой за обучение или вообще без таковой работает. Профсоюзы работают. Политика регулирования минимальной заработной платы работает.
У других стран это получается лучше, чем у США. Это не научная фантастика.
– Без имени, Калифорния
Негативные последствия концентрации богатства были бы меньше, если бы «лузеров» не убеждали, что они сами виноваты в своих неудачах. Статистика помогает нам понять причины и оценить последствия, но она не интересует сочинителей мифов, которым нужно только контролировать и угнетать.
– Без имени, Пенсильвания
С политической точки зрения будет любопытно посмотреть, что произойдет, когда еще больше белых в США станут зависимы от социальных пособий.
– Без имени, Мичиган