MAX WHITTAKER/THE NEW YORK TIMES
Потенциальный кандидат в президенты от демократов сенатор Берни Сандерс выступает во время избирательной кампании в штате Айова.
После обнародования плана по здравоохранению Берни Сандерса или, точнее, «плана» по здравоохранению, внутрипартийные выборы Демократической партии становятся объектом пристального внимания. Вероятность выдвижения кандидатуры г-на Сандерса на президентские выборы от партии все еще невелика, но он достаточно серьезный претендент и достоин тщательного изучения. И важно помнить, что у его кандидатуры есть более весомые проблемы, чем отсутствие политического реализма.
Но скажем для ясности: оппонент г-на Сандерса, Хиллари Клинтон, не является образцом политической благодетели, как не является и чудовищем, каким ее любят представлять все на правом и некоторые люди на левом фланге. На политическом поприще она в целом неплохо себя зарекомендовала (войну в Ираке в расчет не берем: это был особый и ужасный эпизод). Фактически принятая реформа здравоохранения оказалась больше похожа на ее предложение от 2008 года, чем на план президента Обамы. И во время избирательной кампании 2008 года г-н Обама выпустил ряд отвратительных рекламных роликов, критикующих требование об обязанности гражданина приобретать медстраховку, которое, как правильно настаивала г-жа Клинтон, было крайне необходимо. Сейчас ее главный порок заключается в том, что она слишком прислушивается к консультантам, которые хотят, чтобы она действовала исподтишка. Так, например, выглядит ее заявление о том, что план Сандерса уничтожил бы программу Medicaid, между тем как ее реальная сила проявляется, когда она позволяет себе делать свои собственные экспертные оценки и демонстрировать фундаментальную жесткость.
Тем не менее теперь у нас есть четкое представление о позиции г-на Сандерса по двум важнейшим вопросам: финансовой реформе и здравоохранению. И в обоих случаях его позиция вызывает тревогу – не только потому, что представить себе реализацию предлагаемой им кардинальной реформы было бы политически нереально, но и потому, что он предлагает свою версию нечестного поведения. Он не бьет людей исподтишка (сам Сандерс действительно очень приличный парень), но он опирается на легкие лозунги, а затем отрекается от них, когда становится трудно.
По финансам: во главу своей программы г-н Сандерс поставил реанимирование закона Гласса–Стигала и разукрупнение больших банков. Это звучит неплохо, но не приблизит нас к решению реальных проблем. В центре того, что пошло не так в 2008 году, оказался подъем теневого банковского дела. Фраза «слишком большой, чтобы позволить рухнуть» была в лучшем случае маргинальной и, как недавно отметил экономист Майк Кончал в блоге (здесь: bit.ly/23wjNbd), само по себе принудительное отстранение больших банков от теневого банкинга могло бы еще больше усугубить проблему, заставив рискованную деятельность «мигрировать, и часто туда, где меньше инфраструктура регулирования».
По здравоохранению: отложим в сторону то, что реализовать систему единого плательщика в США практически невозможно. Помимо политики плану Сандерса не хватает и конкретики: как отметил Эзра Кляйн из Vox (здесь: bit.ly/1n5Okvf), он одновременно обещает более полное страховое покрытие, чем Medicare, или в данном случае большее, чем системы единого плательщика в других странах, и рассчитывает на огромную экономию, добиться которой будет в лучшем случае маловероятно с учетом подобной щедрости. Это позволяет г-ну Сандерсу заявить, что он может заставить такую систему работать при значительно меньшей налоговой нагрузке на средний класс, чем, возможно, потребовалась бы на практике.
Скажу грубо, но аккуратно: план здравоохранения Сандерса немного похож на стандартный план налоговых льгот у республиканцев, опирающийся на фантазии об огромных достижениях экономики предложения, которые, вероятно, должны плюсоваться к общему итогу, но похож он только немного. В конце концов, это предложение, направленное на то, чтобы предоставлять медицинские услуги, а не обеспечивать денежный дождь богачам, и система единого плательщика действительно позволила бы экономить, в то время как нет доказательств тому, что сокращение налогов могло бы способствовать росту. Однако это не та готовность смело рубить правду, которую можно было бы ожидать от кампании Сандерса.
В случае если поддержка г-на Сандерса основывается на политической теории, согласно которой американский народ проголосует за радикальные перемены, если ему просто честно ответить что к чему, очевидное нежелание его кампании в полной мере взяться за эти проблемы и надежда на волшебные звездочки очень ослабляет такой подход.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Надежда на реальные перемены остается
Г-н Кругман, мы с мужем уже долгое время являемся вашими постоянными читателями. Однако мы глубоко разочарованы вашей реакцией на кандидатуру Берни Сандерса.
У вас есть стабильная работа в области, которая вам по душе, и скорее всего вы будете заниматься ею, когда вам будет и далеко за 80. Но большинство американцев среднего класса не могут позволить себе такую роскошь. Многие из нас бебибумеры, у которых перспектива выхода на пенсию не просматривается.
Так что вы можете оценивать кандидатов с высоты своей безопасной финансовой колокольни, а тем из нас, кто живет здесь, внизу, в реальном мире, кто действительно сталкивается с настоящими экономическими трудностями, в Белом доме нужен г-н Сандерс. Нам нужна реальная политическая революция.
Для маленького человека г-жа Клинтон никогда ничего не делала. По сути, кандидатура г-жи Клинтон – это лишь вопрос продвижения ее политической карьеры, власти и богатства.
– Trishia Jacobs-Carney, штат Вашингтон
Огромное число избирателей решило поддержать г-на Сандерса, чтобы послать сигнал: Демократической партии пора представлять народ, а не корпорации или 0,1% самых состоятельных граждан.
– Lara Ruffolo, Калифорния
Г-жа Клинтон неоднократно попадала в журналистскую мясорубку, но это первая по-настоящему критическая аналитическая статья о г-не Сандерсе, которую я прочитал.
Но поверьте мне: если Демократическая партия выдвинет г-на Сандерса, правое крыло бросит против него все, что имеет. Невозможно даже на миг представить себе, что он выиграет всеобщие выборы. Эта страна просто не может избрать атеиста и человека, который сам называет себя социалистом (по крайней мере не в ближайшие лет 30).
– Michael Pappas, Калифорния
Сандерс может выступать с куда более идеалистических позиций, чем Клинтон, но это лучше, чем сразу заявлять о готовности к компромиссу.
Президент Обама пошел на компромисс в плане реформы здравоохранения, и у США по-прежнему худшая система здравоохранения в развитом мире. Воистину «политически выполнимо», постепенные изменения ничего нам не дадут.
– Richard C., Мичиган