VICTOR J. BLUE FOR THE NEW YORK TIMES Семейная экскурсия в фермерский музей в апреле прошлого года. Район Флорел парк в Куинсе (штат Нью-Йорк).
Одной из странностей в США в течение долгого времени считалось то, что огромное число людей, заблуждаясь, относили себя к среднему классу. Низкооплачиваемые рабочие, которые, согласно международным стандартам, воспринимались бы как беднота и доходы которых составляют, скажем, ниже половины медианы, все-таки говорят, что они низший средний класс. Люди с доходами, в четыре-пять раз превышающими медиану, в лучшем случае считают себя высшим средним классом.
Но, возможно, ситуация меняется. Согласно новому опросу Pew, наблюдается резкий рост тех, кто называет себя низшим классом, и несколько меньшее увеличение числа людей, оценивающих себя как представителей низшего среднего класса. В итоге в настоящий момент в целом подкатегории низшего класса насчитывают почти большинство населения. По сути, речь идет о 47%.
Я полагаю, что это очень значимая перемена. Политика в отношении борьбы с бедностью с 1970-х годов опиралась на распространенное мнение, что бедняки – это «те люди», не чета нам, трудолюбивым и настоящим американцам. В течение десятилетий это предположение расходилось с реальностью, но только теперь истинное положение дел, кажется, становится очевидным. Это означает, что консерваторы, заявляющие, что причиной нищеты являются недостатки того или иного человека и что программы борьбы с бедностью – это плохо, поскольку они делают жизнь слишком вольготной, обращаются сейчас к большой аудитории «не тех, а этих людей», считающих, что им тоже иногда требуется социальная поддержка.
И это еще не все. Обращаюсь к американцам 86-го процентиля: если вы считаете себя высшим средним классом, вы действительно не понимаете, что происходит.
Деньги и класс
Моя аргументация, изложенная выше, вызвала ожидаемые отклики, которые я разделил бы на две категории под названиями: 1. Но у них же есть сотовые телефоны! и 2. Все дело в том, как себя ведешь, а не сколько у тебя денег.
В обоих случаях я бы сказал, что, пока мы говорим о среднем классе, мы подразумеваем, что у его представителей есть два важных атрибута: безопасность и возможности.
Под безопасностью я имею в виду, что вы располагаете достаточными ресурсами и поддержкой, которые не позволят привычным жизненным невзгодам столкнуть вас в пропасть. Это означает, что у вас есть достойная медицинская страховка, довольно стабильная работа и достаточно финансовых средств, так что, если потребуется поменять машину или водонагреватель, эти траты не будут критичными.
Под возможностями я прежде всего подразумеваю, что вы в состоянии обеспечить детям хорошее образование и перспективы трудоустройства. Что вы не чувствуете, что двери перед вами закрыты, поскольку вы просто не можете себе позволить сделать то, что нужно.
Если у вас этого нет, я бы сказал, что ваша жизнь не соответствует условиям среднего класса, даже если у вас есть машина и несколько электронных устройств, которые нельзя было приобрести в то время, когда большинство американцев действительно относились к среднему классу. И неважно, насколько безупречным, ответственным и благоразумным будет ваше поведение.
Итак, согласно тому самому опросу Pew (его можно найти здесь: bit. ly/1b4x7WM), в начале 2008 года только 6% американцев считали себя низшим классом (что было значительно ниже официальной статистики по бедности!), только 2% – высшим классом и 1% респондентов затруднялись с ответом. Так что, грубо говоря, 91% американцев – людей с доходами от 15 до 250 тыс. долл. – относили себя к среднему классу. И большое число этих людей ошибались.
Посмотрите на медстраховку: многие американцы, зарабатывающие значительно выше установленного уровня бедности, были или до сих пор остаются незастрахованными и гораздо больше могли бы потерять страховку.
Для меня это означает, что уже по одной этой причине они не являлись представителями среднего класса. Многие, возможно, большинство низкооплачиваемых рабочих едва ли располагают какими-либо финансовыми ресурсами, у них нет пенсионных накоплений и т.д.
А как насчет возможностей? Государственные школы в Америке сильно отличаются по качеству образования, и семьи с низкими доходами не могут позволить себе жить в хороших районах. По мере сокращения помощи государственным учреждениям все менее доступным становится высшее образование. Семейный бюджет значительно влияет на вероятность успешного окончания вуза.
Я мог бы продолжать, но все это очевидно, если задуматься (если вы реально смотрите на жизнь). Многие американцы, можно даже поспорить, что большинство, просто не отвечают критериям среднего класса, каким мы его всегда воспринимали.
Дело в том, что, если бы мы захотели, то могли гарантировать почти всем американцам основные блага жизни среднего класса. Другие развитые страны это делают. Всеобщее здравоохранение – это норма. Наконец мы начали продвигаться к этой норме, но правый фланг истерично мешает этому. В других развитых странах доступно хорошее базовое образование и бесплатное или недорогое высшее образование.
Печально, что наша фетишизация среднего класса, наше притворство, что почти все мы к нему принадлежим, является основной причиной, почему это во многих случаях не соответствует действительности. Именно поэтому растущее понимание общественностью классовых реалий – это хорошо. Это повышает вероятность того, что мы начнем строить такое общество, которое пока живет только в наших ошибочных представлениях о самих себе.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Дело не только в доходах
На уроках социологии меня учили, что класс определяют не только исходя из дохода, но и с учетом мировоззрения и образования человека. По этому определению высокооплачиваемый каменщик или автомеханик с собственной мастерской относятся к рабочему классу, а низкооплачиваемый учитель или бухгалтер подходит под определение среднего класса. Под традиционным пониманием «середняка» имеются в виду не только деньги. Помимо образования, важен определенный набор ценностей, идеалов, поведенческих характеристик, ассоциируемых с рабочим или низшим классом.
Однако, когда некоторые люди в нашем обществе хотят свести все к деньгам, кажется, многие люди, подходящие под старое определение среднего класса, солидаризируются с голубыми воротничками, признавая, что они находятся в одной лодке, когда речь заходит о политиках и богачах.
Без имени, Канзас
Если у тебя есть сотовый телефон, это еще не значит, что ты хорошо живешь. Это только говорит о том, насколько доступными стали сотовые.
Emmanuel, Великобритания
Позвольте спросить: разве средний и высший классы сталкиваются с меньшим количеством социальных проблем, потому что в их среде меньше алкоголиков, наркоманов, меньше разводов, родителей-одиночек или проблемных подростков? Разумеется, нет. Многие сталкиваются с этими проблемами точно так же, как остальное население страны. Разница на самом деле заключается в том, что богатые, а также настоящий средний класс и его верхушка располагают финансовыми ресурсами, чтобы решать эти проблемы, если они возникают.
Peg, Аризона