MARY F. CALVERT/THE NEW YORK TIMES
Президент Обама предложил кандидатуру Джанет Йеллен на пост председателя Федрезерва, который покинул Бен Бернанке.
Я без должного внимания отнесся к выдвижению Джанет Йеллен на пост председателя ФРС. Отчасти это произошло оттого, что я толком не знал, что сказать или как объяснить, почему я и многие другие экономисты так рады, что выбор пал на нее.
Но Ноам Шрайбер недавно написал статью в New Republic, в которой он попал прямо в точку. По его мнению, воодушевляет не столько послужной список Йеллен, сколько круг ее общения. Определенно она кандидат экономистов.
Все остальные претенденты, рассматривавшиеся на этот пост, в той или иной степени были связаны с Уолл-стритом. Даже у Лэрри Саммерса за плечами огромный опыт ученого-экономиста, но также и огромный опыт зарабатывания денег путем консультирования финансовых фирм. И хотя в обычные времена можно доказывать, что глубокое познание финансов, рынков и тому подобного – это здорово, следует помнить о двух фундаментальных истинах: ответственность за проблемы, с которыми мы сталкиваемся, в основном лежит на Уолл-стрите, и финансисты постоянно ошибались. Они не только не разглядели риски в преддверии кризиса, но и не сумели диагностировать, что случится дальше. Кроме того, они заняли позицию, согласно которой спасение банков обеспечило бы более широкое выздоровление, а этого не произошло.
Тем временем разумная академическая макроэкономика, как я часто отмечаю, очень хорошо показала себя. И Йеллен во многом принадлежит к этому лагерю.
Так что, если хотите, Йеллен – это человек моего рода-племени, и я думаю, что это очень хорошо для сегодняшней экономики. Остается только порадоваться и тому факту, что ее назначение также станет историческим: она может быть назначена первой женщиной – председателем ФРС.
Думы о Нобеле-2013
Старая шутка по поводу экономики гласит, что это единственная область, в которой два человека могут получить Нобелевскую премию за противоположные заявления. Однако даже те, кто придумал эту шутку, возможно, не предполагали, что эти два парня разделят одну премию. А примерно это произошло в текущем году.
На самом деле я доволен тем, как была присуждена премия. Труд Юджина Фамы по эффективным рынкам сыграл важную роль в установлении эталона, с которым можно сравнивать альтернативные варианты. Роберт Шиллер сделал больше, чем кто-либо другой, кодифицировав случаи, когда гипотеза эффективного рынка не работает на практике. Неважно, что Фама сделал в последние годы ряд глупых заявлений. Он заслужил эту честь, как и Шиллер. Что касается Ларса Питера Хансена, в его работе использованы эконометрические методы, с которыми я совсем не работал, но я доверюсь экспертам, которые считают проделанную работу отличной.
Так что все хорошо. И остается только восхищаться Нобелевским комитетом, который нашел способ присудить Фаме давно ожидаемую премию и не показаться при этом абсолютно оторванным от всего, что происходит вокруг.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Выдвиженка Обамы – проверенный лидер во время кризиса
Это приятно слышать. Джанет Йеллен кажется не только высокообразованной, но также земным человеком, опытным и хорошо разбирающимся в своей области. Американцам повезет, если человек с ее качествами займет такой влиятельный политический пост.
– Wendell Murray, Пенсильвания
Надеюсь, вы правы по поводу Йеллен. В Федрезерве есть несколько задир, старающихся задушить экономическое оздоровление путем раздувания инфляционных опасений. Йеллен представляется хорошим человеком
и дальновидным экономистом. Но более агрессивный председатель, такой как нелюбимый многими Ларри Саммерс, мог бы лучше справиться с инфляционными ястребами, перекричав их.
– Bob Tichell, Нью-Йорк
Это нелепо, последнее, что нам нужно, так это экономист у руля. Надо мыслить категориями истории, политической теории и видеть долгосрочную перспективу.
Нам нужен кто-то наподобие Джона Мейнарда Кейнса, который понимал, что базовые проявления капитализма представляют проблему для всех и что экономику надо считать скромной профессией, сравнимой со стоматологией.
– Е., Нью-Йорк
Хотя всю монетарную систему необходимо перевести на новую парадигму, Йеллен все же может смягчить переход к реальности.
– Martin Weiss, Миссури
Поощрив две совершенно противоположные теории – рациональных рынков и иррационального богатства, нобелевский комитет похоронил экономику как науку.
– Andrei Mocearov, Румыния