KAZANEVSKY, KIEV, UKRAINE/CARTOONARTS INTERNATIONAL/THE NEW YORK TIMES SYNDICATE
Мне долго было недосуг обсуждать эссе Боба Гордона, в котором он пишет, что золотые дни экономического роста остались в прошлом. Он и раньше говорил об этом, и я в прошлом относился с симпатией к его идеям.
Тем не менее сейчас я считаю его технологический пессимизм ошибкой. Точнее, это неправильный тип пессимизма. Однако об этом однозначно стоит поговорить.
Гордон, профессор экономики из Северо-Западного университета, утверждает (справедливо, с моей точки зрения), что у нас пока было три промышленные революции. Каждая из них была основана на определенном наборе технологий. В своем эссе, опубликованном в сентябре Центром изучения экономической политики, Гордон написал: «Анализ в моей статье показал связь периодов медленного и быстрого роста с тремя промышленными революциями:
первая (паровой двигатель, железные дороги) – с 1750 по 1830 год;
вторая (электричество, двигатель внутреннего сгорания, водопровод, туалеты в домах, связь, развлечения, химикаты, бензин) – с 1870 по 1900 год;
третья (компьютеры, Интернет, мобильные телефоны) – с 1960 года по настоящее время».
Затем Гордон пишет, что вторая промышленная революция была самой драматичной, что тоже верно. Вспомните Америку, как она показана в фильме «Линкольн». Это общество, сформировавшееся в ходе первой промышленной революции, но еще не затронутое второй. Это было общество, в котором люди могли путешествовать гораздо дальше и быстрее, чем раньше, но когда они прибывали в пункт назначения, то вновь оказывались в обществе, вынужденном полагаться на конную тягу. Большинство людей все еще жили на фермах, а города были примитивнее и грязнее, чем мы можем себе представить. Тем не менее к 1920 году городская Америка уже была современным обществом.
Затем Гордон высказывает предположение, что третья промышленная революция уже в значительной степени исчерпала себя, что все наши мобильные устройства и тому подобное не носят характера фундаментальных инноваций. Здорово, что есть человек, ставящий под сомнение эйфорию, вызванную современными технологиями, однако я в последнее время много занимался технологическими вопросами и уверен, что он ошибается: революция в сфере информационных технологий только начала оказывать свое влияние.
Представьте себе, что мы научились производить разумных роботов, способных делать все то же, что и люди. Очевидно, что такая технология снимет все ограничения на подушевой ВВП, если, конечно, не считать роботов «душами». Все, что нужно, – это увеличивать число роботов по отношению к количеству людей, и тогда у вас будет какой угодно ВВП.
Пока этого не произошло. И, насколько я понимаю, особого прогресса в плане создания роботов с интеллектом, подобным человеческому, мы не достигли. Однако выясняется, что есть другие способы производить очень умные машины. Например, Big Data (использование огромных баз данных о таких вещах, как разговоры) позволяет машинам делать то, что еще несколько лет назад было доступно только людям. Распознавание речи все еще нуждается в совершенствовании, но эта технология стала намного лучше и быстро развивается не потому, что мы научились воспроизводить человеческое понимание, а потому, что нашли способы добиваться нужного результата путем обработки больших массивов данных.
А это означает, что в определенном смысле мы движемся к чему-то, очень напоминающему мир очень разумных роботов, о котором я говорил выше. Множество операций становятся доступны машинам. Это, в свою очередь, означает, что Гордон, возможно, ошибался по поводу уменьшающейся отдачи от технологий.
Вы спросите, что же будет с людьми? Очень хороший вопрос. Разумные машины могут сделать возможным более высокий уровень ВВП, но они же снизят спрос на человеческую рабочую силу, в том числе на белых воротничков. Так что перед нами общество, которое станет еще богаче, но все богатства окажутся в руках тех, кто владеет роботами.
И тогда Skynet наконец решит уничтожить нас всех, но это уже другая история.
В любом случае это очень любопытная тема и не такая уж далекая от политики, поскольку значительная часть споров вокруг государственных программ касается того, что должно случиться спустя десятилетия.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Уроки истории и новые технологии
Это абсолютно неверное предположение, что третья промышленная революция исчерпала свой потенциал. Она только начала менять мир, а также наше мышление и модели взаимодействия.
Подростки, сидящие за своими компьютерами, принадлежат к мировой деревне. Истории о скандалах и коррупции, которые сильные мира сего когда-то могли удержать в пределах одной страны, теперь становятся достоянием читателей по всему миру, вызывая осуждение и ответную реакцию.
Прошли те времена, когда секретность царила в комнатах для совещаний, в банках и правительственных учреждениях. Прошли те времена, когда СМИ и Церковь могли свободно манипулировать умами. Современные коммуникации доказали, что байт сильнее пера.
– Keith, Швеция