KAL/THE ECONOMIST-LONDON,ENGLAND/CARTOONARTSINTERNATIONAL/THE NEW YORK TIMES SYNDICATE
После президентских выборов много говорили о возможном появлении новой фракции внутри Республиканской партии или по крайней мере в кругах консервативной интеллигенции. Как нам рассказывают, эти новые республиканцы готовы стать более открытыми по межкультурным проблемам, лучше понимать иммигрантов и со скепсисом относиться к позиции, согласно которой главное в экономике – чтобы деньги были у богатых. Они также приветствуют меры прямой помощи рабочим семьям.
Так как мы должны называть этих новых республиканцев? У меня есть предложение: почему бы не назвать их «демократами»?
Есть три вещи, которые вам следует усвоить.
Во-первых, современная Демократическая партия по экономическим вопросам занимает позицию, которую мы однажды назвали бы центристской или даже правоцентристской. Предложенная президентом Бараком Обамой реформа здравоохранения, вдохновленная фондом «Наследие», – это идея, которая стоит правее предложения Ричарда Никсона 1974 года. Никто из политически влиятельных людей не предлагает вернуться к дорейгановскому уровню налогов на богатых. Фантазии о том, что Обама – социалист, сторонник перераспределения и ненавистник капитализма, имеют столь же далекое отношение к реальности, как фантазии о его месте рождения или религии.
Во-вторых, сегодняшняя Республиканская партия является союзом плутократов и проповедников, плюс ряд оппортунистов и примкнувших к ним. Точка. Все, за что выступает партия, так это за низкие налоги для богатой верхушки (и низкие соцвыплаты для остальных), а также за консервативные социальные ценности и преподавание религии в школе; других причин для существования у нее нет. Однажды может возникнуть другая партия с тем же именем, но с совсем иной повесткой дня. В конце концов когда-то республиканцев отличала оппозиция к рабству, а демократы отстаивали интересы избирателей в сельской местности (отсюда и символ Демократической партии – ослик). Но для этого потребуется много времени, и это на самом деле будет уже другая партия.
Наконец, действительно есть ряд интеллектуалов-республиканцев и экспертов, которые, кажется, действительно открыты для дискуссии по экономическим и социальным вопросам. Но я был осторожен в выражениях: они «кажется, действительно открыты для дискуссии». И впрямь они – профессиональные притворщики. В нужный момент на них всегда можно положиться: устроив настоящее шоу, они будут чесать подбородки и биться в агонии, а потом займут позицию партии и отвергнут все, что противоречит проповеднико-плутократической повестке дня. Если в нужный момент они поведут себя не так, как надо, их предадут анафеме (посмотрите на Дэвида Фрума).
Любой, кто считает, что началась настоящая переоценка ценностей, обманывает себя.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Партия, что сама за себя
Республиканцы кажутся рациональными, живыми существами, но они только юлят. Они дистанцируются от позиций демократов независимо от того, что означает конкретная позиция и какой ущерб это может причинить стране. Помимо ключевых ценностей, которые вы упомянули, республиканцы готовы отказаться от любой позиции.
– R. Williston, Канада
Всем американским законодателям давно пора работать над спасением страны от долгового бремени и партийного харакири, а всем американцам-единомышленникам – взяться за руки и поддержать политический выбор президента Обамы.
В конце концов главное сейчас – это здоровье и благосостояние США и их вековая традиция мирового лидерства. Американцам надо очнуться и поддержать Обаму. Как и любой другой президент, он постоянно трудится на благо Америки.
– T. Krishna Kanth, Индия
Партия, подобная Республиканской, которая получает 50% голосов, отстаивая интересы верхушки, представляющей 0,01% населения, – ненастоящая. Для нее единственный реальный шанс победить на следующих выборах – научиться еще лучше фальшивить. Вот для чего и ведется эта предполагаемая переоценка ценностей.
– Ringo, Норвегия
Г-н Кругман, полагаю, вы недооцениваете, насколько далеко вправо ушла американская политика в последние 20 лет. Демократы Обамы – не правоцентристы, они чуть левее крайне правых. Из-за медленного характера процесса вы не заметили, как последовательно плутократы и проповедники толкали американскую политику вправо.
– Cambo, Австралия
Плутократы, проповедники и разжигатели войны. Легко не заметить эту третью группу сегодня. Ведь аппетит американцев к военному вторжению не так уж сильно убавился после войн в Ираке и Афганистане. Но кто-то может заявить, что отсутствие разжигателей войны в треноге современной Республиканской партии стоило ей выборов и создало впечатление, что партия приходит в упадок.
– Bram R., Пенсильвания