ФОТО STEPHEN CROWLEY/THE NEW YORK TIMES
Митт Ромни во время предвыборного митинга в Цинциннати.
Я тут покопался в том, что говорит предвыборный штаб Ромни и сотрудничающие с ним экономисты, и, кажется, определил, какую на самом деле экономическую доктрину исповедуют Митт Ромни и его ближайшее окружение. Само собой, она сильно отличается от той, которую рекламирует его предвыборный штаб.
Официальная позиция заключается в том, что программа Ромни создаст кучу рабочих мест. С этим есть пара проблем. Во-первых, эта программа бессодержательная – по большей части она состоит из списка желаемых результатов, а не из политических рецептов. Во-вторых, Гленн Кесслер недавно написал в колонке «Проверка фактов» в Washington Post, что в исследованиях, на которые ссылается предвыборный штаб Ромни, чтобы обосновать цифру 12 млн., на самом деле говорится совсем о другом.
На самом деле следует отметить, что Кесслер не совсем прав, когда критикует статью экономиста Джона Даймонда, в которой тот обещает существенный рост занятости вследствие реализации налогового плана Ромни. Дело не в сроках, а в том, что эта статья являет собой анализ экономики, которая продолжительное время функционирует в условиях полной занятости. По оценкам Даймонда, рост занятости будет вызван увеличением предложения, а не спроса. Эти цифры отражают рост числа людей, которые хотят работать, а не увеличение числа рабочих мест.
Если хотите, Даймонд утверждает (неправдоподобно), что произойдет резкий скачок доли рабочей силы (то есть числа работающих людей и зарегистрированных безработных). И конечно же, это никак не связано с проблемами экономики, в которой люди, которые хотят трудиться, не могут найти работу.
Так что предвыборный штаб Ромни лжет, когда дело доходит до обоснования обещанного роста занятости. Но какова же реальная история? Ответ вполне очевиден – доверие.
Идея Ромни заключается в том, что восстановление экономики произошло бы уже сейчас, если бы Создатели Рабочих Мест доверяли Обаме, который якобы косо на них смотрит. Так что Ромни достаточно просто явить свой светлый лик, и сразу вернутся счастливые времена.
Однако мы знаем, почему восстановление происходит очень медленно, и дело тут не в «черном глазе» Обамы. Это обычное похмелье после жестокого финансового кризиса, которое можно было бы предотвратить только с помощью куда более решительных мер бюджетного и валютного стимулирования. Но это совсем не та история, которую хотят слышать люди Ромни. Отсюда настойчивые попытки типов вроде Джона Тейлора, экономиста из Стэнфорда, отрицать все, что мы знаем о макроэкономических последствиях финансовых кризисов.
Так что извольте. Подлинный план заключается в том, чтобы стимулировать экономику с помощью офигительной офигительности Ромни. А все разговоры об экономической программе – дымовая завеса. Вы уже чувствуете себя увереннее?
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Когда-то капиталист-авантюрист, а ныне – символ доверия
Доверие – это действительно ключевое слово, г-н Кругман. Ромни заработал состояние и репутацию, занимаясь поглощениями с помощью заемных средств. Он пользовался несовершенством системы. Вся его карьера построена на том, чтобы разрушать жизнь множества людей ради интересов избранных. Я не понимаю, как кто-то мог подумать, что акула капитализма способна действовать исходя из интересов страны.
– B., Флорида
Митт Ромни делает ставку на волшебный эффект доверия. А его программа снижения налогов должна волшебным образом обеспечить полную занятость. Затем сказочные эльфы инвестируют деньги, сэкономленные на налогах, в новые компании.
– P.B., Флорида
Я уверен только в том, что, если Ромни станет президентом, мне следует быстренько избавиться от всех своих инвестиций, а денежки спрятать под матрас.
– S., Нью-Йорк
Я знаю, что эти выборы – внутреннее дело США, но здесь в Швеции и в Европе в целом придают им большое значение. И мы озабочены не только вопросами внешней политики (для нас самый страшный кошмар – пришествие в Овальный кабинет нового Джорджа Буша-младшего, который опять примется развязывать войны). Мы также озабочены вопросами торговли, изменения климата и состояния мировой экономики. США – крупнейшая капиталистическая экономика мира, и вся статистика, которую я видел, свидетельствует, что экономический прогресс и рост происходят при президентах-демократах.
Ромни, похоже, ориентирован на получение результатов в краткосрочном периоде. Он соглашается с любым мнением, которое получает поддержку в ходе опросов. Президент Обама принимал трудные решения, которые принесут пользу нам всем.
– Erik L., Швеция
Мне претит мысль, что снижение налогов на богатых приведет к стимулированию американской экономики. Разве не более вероятно, что богатые потратят свои деньги на инвестиции, товары и услуги иностранного происхождения?
– S., Калифорния