HENG/LIANHE ZAOBAO – SINGAPORE/CARTOONARTS INTERNATIONAL/ THE NEW YORK TIMES SYNDICATE
Мы продолжаем слышать от политологов среди прочего, что состояние экономики должно привести к сокрушительному поражению президента Обамы, что ни один президент прежде не переизбирался с такой большой безработицей и т.д.
Однако, как уже отметило немало хорошо информированных людей, политологическая литература по данному вопросу однозначно свидетельствует: важно не само состояние экономики, а восприятие тенденции. Если создается впечатление, что экономика налаживается, действующий президент, как правило, неплохо себя чувствует, даже если в абсолютных величинах ситуация еще довольно плоха.
С этой точки зрения, президент Обама в гораздо лучшем положении, чем принято считать: экономического бума нет, но рост налицо, а рынок труда скорее колеблется из стороны в сторону, чем падает. Речь не идет о рейгановском «Утре в Америке» (известный видеоролик, в котором давалась высокая оценка экономическим успехам переизбиравшегося в 1984 году президента Рональда Рейгана, ставший символом оздоровления. – «НГ»). Ведь кризис 2008 года и его последствия были по своей природе иными и более острыми. Но политической катастрофы, которая могла бы произойти, не случилось.
И все же, постойте, есть еще кое-что: исход выборов зависит не от итога общенационального голосования, а от результатов в конкретных штатах. Представляется вполне вероятным, что судьба этих выборов решится на промышленном Среднем Западе, в частности, в Огайо – регионе, который показал сильный экономический подъем.
Вот сравнение, которого я прежде не встречал: уровень безработицы в Огайо при двух администрациях, который вы можете увидеть на этой странице.
Когда Рональд Рейган добивался переизбрания, безработица в Огайо все еще оставалась высокой. Но она снижалась, и большинство людей обвиняли прежнюю администрацию во всплеске безработицы, который имел место ранее.
Можно сказать то же самое и сейчас, добавив, что по большей части положительные сдвиги произошли благодаря спасению автопрома, которое предпринял Обама перед лицом отчаянного сопротивления Республиканской партии.
Теперь восприятие общественности также имеет значение, но президент Обама, очевидно, не может построить кампанию на пропаганде. Однако главное в том, что экономическая ситуация в политическом плане для него не так уж плоха. Она достаточно хороша, чтобы он попытался, в частности, превратить это голосование в выбор между собой и оппонентом, к чему его оппонент явно не готов.
Инфляционные ожидания: благо, а не болезнь
А сейчас несколько слов на совершенно другую тему. Меня несколько озадачил тон недавней статьи Financial Times о новой политике, которую проводит ФРС. Заголовок гласит: «Инфляционные опасения в США усиливаются после третьего пакета стимулирования». И автор, похоже, дает понять, что увеличение разницы процентной ставки по обычным ценным бумагам и тем, что защищены от инфляции, сигнализирует об опасности. (Такие ставки служат простым инструментом оценки инфляционных ожиданий.)
Напротив, в этом и заключается цель предпринимаемых усилий. Почти на протяжении 15 лет некоторые из нас утверждали, что центробанки могут обеспечить рост даже в условиях ловушки ликвидности, если сумеют создать ожидания, что деньги останутся доступными и после оздоровления экономики, вызвав умеренный рост инфляции. И именно этого предположительно пытается добиться своим новым шагом ФРС.
Правильным заголовком к той статье было бы: «Третий пакет стимулирования все еще работает».
ИСТОЧНИК: БЮРО СТАТИТСТИКИ ПО ТРУДУ/THE NEW YORK TIMES |
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Когда экстремизм становится политикой
Проблема с этой аналитической статьей в том, что в ней не принимаются во внимание изменения, произошедшие в политике со времен президентства Рейгана. Экстремизм в Республиканской партии набирал обороты в период нахождения Рейгана у власти и достиг уровня фанатизма, который мы сейчас наблюдаем. Это затмило восприятие разумных позиций и решений у миллионов людей.
– S., Новая Зеландия
Республиканцы, которые блеют по поводу того, как плохо управлял экономикой президент Обама, и называют любое обсуждение того, как пострейгановские консерваторы разрушали социальную структуру в США попыткой возложить вину на их парня, невосприимчивы к реальности. Консерватизм дегенерировал до плохого отношения.
– С., Техас
Я сижу без работы четыре года и никогда не был в таком положении, после того как работал достаточно регулярно с 14 лет. Но даже при этом я отказываюсь поддерживать низкие, алчные, расистские и сексистские предложения, которые составляют республиканскую платформу. За мою жизнь (а мне 54 года) президентство Рональда Рейгана было единственной республиканской администрацией, при которой страна не вылетела полностью в трубу.
– Р., Массачусетс
В плане экономики президент очень уязвим, как и должно быть.
– Michael A.Kamperman, Техас
Г-н Кругман, вы абсолютно правы: безработица здесь, в Огайо, была бы гораздо выше, не предприми Обама шагов по спасению автопрома. Работники автопрома и их семьи знают об этом.
– С., Огайо
По-видимому, план действий республиканцев сейчас заключается в том, чтобы сеять страх и неуверенность по поводу предстоящей в конце года отмены налоговых льгот и сокращения госрасходов в надежде спровоцировать внезапный спад в экономике, что будет на руку Ромни.
Они все время занимались саботажем, так зачем прекращать сейчас?
– B.H., Нью-Джерси
Г-н Кругман, вы окажитесь в трудном положении с политической точки зрения. Я знаю, вы заявляли, что нам нужно «ожидание» инфляции. Но республиканцы утверждают, что увеличение денежной массы просто-напросто приведет к инфляции. Если третий раунд увеличения денежной массы сработает (в чем я сомневаюсь), то у нас будет некоторая инфляция, при этом и вы, и республиканцы объявите о победе. Вы будете говорить, что третий раунд увеличения денежной массы был успешным, а республиканцы назовут его провалом. И все по одной причине!
– P.Z., Колорадо