ERIC THAYER FOR THE NEW YORK TIMES
Пол Райан, республиканский кандидат в вице-президенты, во время предвыборного митинга в городе Ралей, Северная Каролина.
На днях я прочел в Slate статью «Почему я люблю Пола Райана», написанную комментатором Уильямом Сэйлетаном. В ней отражено расхожее мнение, благодаря которому стал возможен нелепый рост популярности Пола Райана. Позвольте мне сегодня обратиться к статье Уильяма Галстона. Это не самый известный автор, он является прекрасным примером представителя элиты, у которого зашел ум за разум.
В статье для New Republic Галстон, пишущий редактор этого издания, призывает демократов не заниматься «демагогией» с Полом Райаном. В отчаянии он пишет: «Вместо этого я боюсь, произойдет следующее. Предвыборный штаб Обамы не станет одной из сторон в благородном диспуте. Вместо этого, он будет непрерывно критиковать Ромни–Райана за стремление «уничтожить такую Medicare, какой мы ее знаем», за готовность позволить беднякам голодать без продовольственных купонов и страдать, даже умирать без медстраховки».
Что не так с этой жалобой?
Как насчет того, что план Ромни–Райана действительно означает конец Medicare в привычном для нас виде? (Почему выше стояли кавычки? Все так и есть – произойдет замена нынешней системы на систему ваучеров с фиксированной суммой.) Этот план также предполагает резкое сокращение расходов на продовольственные купоны и программу Medicaid (я молчу уже о ее расширении в соответствии с законом о доступной медицинской помощи), что будет означать лишение страховки для десятков миллионов американцев, тысячи которых в результате умрут.
Однако, с точки зрения Очень Серьезных Людей, указывать на эти объективные опасности означает заниматься «демагогией».
Что сулит план Райана?
Ряд читателей попросили меня кратко суммировать, что же на самом деле означает бюджетный план Райана.
В первую очередь нужно понимать, что есть два варианта этого плана. Они отличаются некоторыми деталями, но в общих чертах одинаковы. Самый лучший непредвзятый анализ первого варианта, по моему мнению, проделала бюджетная служба Конгресса (доступен на сайте CBO.gov). Как я сказал выше, детали меняются, но основная идея остается той же.
Так что же предполагает этот план? Нужно различать первое десятилетие, до начала постепенной отмены Medicare, и последующий период.
Первое десятилетие
В течение первого десятилетия реализации этого плана произойдут следующие изменения. Во-первых, Medicaid будет превращена в программу единовременных субсидий (в ее рамках федеральные власти будут выделять штатам фиксированные суммы), которая будет финансироваться гораздо хуже, чем закон предусматривает сейчас. Во-вторых, планируется резкое снижение ставок подоходного налога для богатых и для корпораций.
И это программа борьбы с дефицитом бюджета? Едва ли. Просто снижение налогов на богатых компенсируется за счет сокращения помощи бедным. Итогом этих мер станет не уменьшение дефицита, а его рост. Тем не менее Райан обещает уменьшение дефицита благодаря двум волшебным трюкам.
Во-первых, он настаивает, что снижение налогов не приведет к уменьшению доходов, потому что вырастет некая «база». Вот как объясняет это Бюджетное управление: «Кривая, отражающая динамику доходов в процентах от ВВП, была рассчитана аппаратом председателя Райана, – пишут авторы доклада. – Кривая стабильно растет с примерно 15% ВВП в 2010 году до 19% в 2028 году и затем остается на этом уровне. Источники этого роста указаны не были».
Ранее в этом году Говард Глексман из Tax Policy Center назвал эти неуказанные источники дохода «загадочным мясом». В блоге Центра он написал, что обещанного роста не будет.
Во-вторых, план Райана предполагает масштабное сокращение второстепенных расходов. Обратимся вновь к докладу Бюджетного управления: «Предполагается, что объем обязательных и второстепенных расходов уменьшится с 12% ВВП в 2010 году до 6% в 2021 году, а затем с 2022 года продолжит снижаться. Никаких указаний на то, за счет чего это будет происходить, нет».
Так что каждый раз, как вам будут рассказывать про обещанное Райаном снижение дефицита, помните, что в течение первого десятилетия оно основано на данных о доходах и расходах, которые взяты с потолка и не являются результатом политики, описанной в плане.
После первого десятилетия
К концу первого десятилетия Medicare постепенно превратится в ваучерную схему, а выделяемые суммы будут намного меньше необходимых затрат на лечение. Однако даже в этом случае большая часть сокращения дефицита должна стать не результатом трансформации Medicare, а результатом урезания второстепенных расходов. В итоге объем расходов упадет до 3,5% ВВП. И вновь нет никаких указаний на то, как это будет достигнуто.
Разве это план?
В основе стратегии Райана три вещи: урезание Medicaid, снижение налогов на доходы корпораций и богатых граждан и замена Medicare на недофинансируемую систему ваучеров. Эти меры в совокупности приведут к увеличению бюджетного дефицита в первом десятилетии и потом.
Следовательно, все обещания уменьшить дефицит основаны на магических трюках.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Лечение хуже болезни
Планы Райана в отношении Medicare и Medicaid базируются на убежденности, что частные структуры всегда эффективнее правительственных программ, а власти штатов работают лучше, чем федеральные. Но, когда речь заходит о здравоохранении, я не вижу никаких подтверждений этому. Движение в этом направлении не поможет взять цены под контроль. Зато пожилые люди с серьезными заболеваниями скорее всего окажутся на грани банкротства.
Единственный способ сохранить Medicare для будущих поколений – контролировать рост цен на медобслуживание. Один из кандидатов предпринял шаги в этом направлении. Его зовут Барак Обама.
– John K., Северная Каролина
Если бы республиканцы были честны, то они включили в свой план цифры ожидаемых потерь. По данным Медицинской школы Гарварда, ежегодно примерно 45 тыс. американцев умирают из-за отсутствия медицинской страховки. План Райана приведет к росту этой цифры.
– Doug Broome, Канада
США грабят. У Республиканской партии такая же стратегия, как и у Bain Capital: 1) захватить контроль над институтом, который собираешься ограбить; 2) намеренно ослабить институт путем «заимствований» и присвоения этих денег; 3) сделать это так, чтобы данный был в процессе уничтожен, а перемещение власти и богатств стало перманентным.
Это и есть главный республиканский план, а предложенный Райаном бюджет в него прекрасно вписывается.
– Sunny, Калифорния
Предложение Райана – это не план, это повестка дня. И оно не имеет никакого отношения к бюджету.
– Deb Lindstrom, Алабама
План Райана не лишен недостатков, но он по крайней мере содержит подробную «дорожную карту», которая позволит добиться сбалансированного бюджета и избежать экономической катастрофы. Разве не этого все хотят? Хочу спросить критиков Райана: где план Обамы и где его предложения по выходу из кризиса? Только ознакомившись с планом президента, мы сможем справедливо судить план Райана.
– Без имени, Нью-Джерси