Митинг против сокращения госрасходов на здравоохранение у больницы Germans Trias i Pujol в Бадалоне, Испания.
ФОТО MARTA RAMONEDA FOR THE NEW YORK TIMES
В продолжающемся экономическом кризисе поражает то, что так много людей реагируют на происходящее, поддерживая взгляды, которые лишь усугубили бы наши проблемы.
Невзгоды Испании и Ирландии показывают, что сбалансированный бюджет и низкий уровень госдолга в хорошие времена не гарантируют защиты от кризиса, европейские же лидеры ставят во главу угла ужесточение финансовых норм.
В более широком плане еврокризис демонстрирует минусы фиксированного валютного курса и неэластичной кредитно-денежной политики. А правые все равно требуют введения золотого стандарта. Финансовый спад указывает на необходимость эффективного банковского регулирования, а правые требуют уменьшения государственного вмешательства.
Недавно я прочитал комментарий Луиджи Сингалеса для Bloomberg и увидел новое предложение: как раз в тот момент, когда опыт свидетельствует, что одного поддержания стабильности цен недостаточно и задачи центробанков нужно расширять, идет кампания, направленная на то, чтобы ФРС занималась лишь стабилизацией цен.
«В отличие от Европейского центробанка, которому поручена лишь стабилизация цен, у ФРС есть две главные и закрепленные на законодательном уровне задачи: обеспечение полной занятости и стабильных цен. Это развязывает руки ФРС, подталкивая ее к тому, чтобы подменить собой правительство и заняться вместо него выработкой экономической политики», – написал в статье, опубликованной 5 апреля, Сингалес, профессор предпринимательства и финансов Чикагского университета.
Почему же именно сейчас такая кампания может навредить? Поскольку факт налицо: устойчивость номинальной зарплаты к снижению – реальность.
Я недавно писал об этом, ссылаясь на новый отчет Федерального резервного банка Сан-Франциско. Исследование под названием «Почему сохранился рост заработной платы?» (с ним можно ознакомиться на сайте frbsf.org) указывает на то, что у большого числа работников зарплаты практически не изменились. И оно также демонстрирует резкое увеличение числа таких людей.
А мы знаем, что означают такие наблюдения. Довольно давно Джордж Эйкерлоф, Уильям Диккенс и Джордж Перри отмечали в своем исследовании для Брукингского института: если номинальные зарплаты не хотят снижаться, то даже в долгосрочной перспективе придется выбирать оптимальное соотношение между инфляцией и безработицей. Низкая положительная инфляция – это черта экономики, находящейся в длительном спаде.
Так что Центробанк с узким мандатом скорее всего кивал бы на стабильные цены и говорил, что его работа выполнена.
Добавим, что, вероятно, нам потребуется некоторая инфляция (более 2%), чтобы избежать затяжных ловушек ликвидности, и вы видите, что узкий мандат имел бы катастрофические последствия.
Правда заключается в том, что двойной мандат ФРС – это спасительное благо в нынешней ситуации, и он был бы еще большим благом, если бы Федрезерв серьезно относился к возложенной на него задаче по обеспечению занятости.
Г-н Сингалес (и другие эксперты, выступающие с похожими предложениями) проповедуют пагубные идеи для нынешней экономики.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Небогатый выбор для ФРС
Насколько я знаю, банки в Испании и Ирландии оказались с огромными непогашенными кредитами, в конечном счете, гарантированными государством, что увеличило госдолг. Знаю, что вы любите говорить о наращивании долга и о вмешательстве ЦБ для поднятия экономики, но это оторвано от реальности.
– В., Франция
Г-н Кругман, вы пишете: «Невзгоды Испании и Ирландии показывают, что сбалансированный бюджет и низкий уровень госдолга в хорошие времена не гарантируют защиты от кризиса». Конечно, с учетом ваших взглядов на задолженность частного сектора и кредитование вы не смогли бы понять причину этого.
– D., Великобритания
Г-н Кругман, неужели вы действительно считаете, что Федрезерв способен увеличить инфляцию? Что вы посоветовали бы ЦБ сделать еще помимо того, что уже сделано? Обременить свой баланс еще несколькими триллионами долларов?
– Dan Nile, Калифорния
Вызывает раздражение, что Луиджи Сингалес (как и другие экономисты) пишет статьи как политолог.
– А., Великобритания
Что могла бы сделать сейчас ФРС для выполнения второй части своего мандата? Настал момент, когда задача повышения, занятости очевидно, перевешивает по значимости инфляционный мандат, но я не вижу, что конкретно мог бы предпринять ЦБ в этом отношении.
Конечно, очевидным решением могло бы стать государственное стимулирование на протяжении нескольких лет, причем крупномасштабное (что невозможно в условиях нездоровой атмосферы в американской политике).
Возможно, президент Обама осмелится выдвинуть в качестве ключевого элемента своей программы идею второго пакета стимулирования. Но я в этом сильно сомневаюсь.
– Stuart Craig, Австралия
Проблема этой дискуссии в предположении, что консерваторы готовы смириться с неэластичностью номинальной зарплаты и, таким образом, необходимостью инфляции. Каждый политический индикатор, однако, указывает на обратное, а именно: консервативные бизнесмены хотят эластичности зарплаты в сторону понижения, такой же, какая наблюдается в отношении движения капитала.
– Paul Johnson, Канзас