Пресс-секретарь Белого дома Джей Карни подчеркнул рост занятости
в частном секторе
во время брифинга
в феврале. Американская экономика растет уже
на протяжении трех месяцев.
ФОТО LUKE SHARRETT FOR THE NEW YORK TIMES
Колумнист Washington Post Стив Перлштейн хороший парень. Вот почему статья, которую он недавно опубликовал онлайн, вызывает у меня такое отчаяние.
«В стане левых есть люди, которые продолжают твердить, что экономика застряла в депрессии, иначе станут бессмысленными все их рассуждения по поводу чудовищной неадекватности мер бюджетного стимулирования и отчаянной необходимости дальнейших усилий в этом направлении», – написал Перлштейн 4 марта.
Он продолжает: «Нам заявляют, что нужно выбирать между стимулированием и урезанием бюджета. Однако это коварный обман. На этом этапе восстановления правильная политика заключается в том, чтобы одновременно сокращать расходы и инвестировать, проявляя терпение и смирение, пока экономика сама восстанавливает нарушенный баланс».
Перлштейн справедливо отмечает наличие множества признаков укрепления экономики (хотя не все так волшебно). Исходя из этого он предлагает отказаться от дальнейшего стимулирования и вместо этого сокращать расходы местных бюджетов и бюджетов штатов, чтобы в долгосрочной перспективе привести их в соответствие с доходами. Кроме того, стимулирование будет мешать столь необходимой структурной перестройке.
Во-первых, мы уже оказывались в подобной ситуации – в начале 2010 года. Возможно, на этот раз все будет иначе, и очередной ураган не разрушит надежды на восстановление экономики. Однако зачем что-то менять, пока нет уверенности в завтрашнем дне?
Во-вторых, даже если восстановление экономики на этот раз носит устойчивый характер, она все равно останется в состоянии депрессии еще довольно долго. Воспользуйтесь калькулятором занятости на сайте Федерального резервного банка Атланты (frbatlanta.org/chcs/calculator) – и вы увидите, что если мы хотим за четыре года снизить уровень безработицы до 5,5%, то нам придется ежемесячно создавать по 179 тыс. рабочих мест. Вы уверены, что нам это удастся?
В-третьих, Перлштейн задает риторический вопрос: зачем откладывать необходимое урезание бюджета? На него есть очень хороший ответ: за тем, что мы находимся в ловушке ликвидности и политика ФРС не может скомпенсировать экономический спад. Это очень плохой момент для того, чтобы начинать экономить.
В-четвертых, было много попыток просчитать, насколько нынешний спад вызван структурными проблемами, когда работники сосредоточены не в тех регионах или отраслях. Все они показали, что структурные проблемы не входят в число его главных причин. Тогда почему о них так много говорят, когда решают, что надо предпринять?
Наконец, это просто неверно, что структурная перестройка (в той мере, в которой она нам необходима) проходит быстрее и легче, когда экономика находится в состоянии депрессии. Работники не покинут старые места, если они не уверены, что найдут новые, а компании не станут инвестировать средства в полезные новые технологии, если не будет соответствующего спроса.
Если экономика останется слабой, это отсрочит нужные перемены, а не ускорит их. Так что все это очень грустно. Стоит только появиться признакам улучшения, как все, даже хорошие парни вроде Перлштейна, забывают о проблеме безработицы.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Пустые экономические мечтания
Опять нам говорят, что уровень безработицы 5,5% достижим. Это пустые мечты.
– Без имени, Иллинойс
Я не понимаю, о чем толкует Стив Перлштейн. Как можно урезать и инвестировать в одно и то же время? Где следует урезать и где инвестировать? И откуда возьмутся деньги для инвестиций? Если найм учителей это не инвестиция, то тогда что это? Вся его статья – полная чепуха.
– M.G., Юта
Все споры в США сейчас политизированы. Экономические исследования просто используются, чтобы доказать правоту одной из партий и предлагаемых ими программ. Перлштейн – часть этого процесса. Если вы демократ, то интерпретируете цифры так, а если республиканец, то иначе. Однако для людей, которым нужна работа, чтобы обеспечивать семью, цифры не имеют значения.
Только рабочие места имеют значение.
– Perry J. Greenbaum, Канада
Г-н Кругман, вы как тот парень, который день за днем играет одну и ту же мелодию в метро. Через какое-то время люди просто перестают его замечать.
– Al Swann, Коннектикут
Чтобы помочь американской экономике, нужно убедить иностранные и национальные корпорации наращивать производственные мощности в США. Это можно сделать с помощью налоговых льгот на инвестиции в основной капитал.
Тогда американские компании, которые держат кучу денег в офшорах, захотят больше тратить дома.
– Adam Smith, Нью-Йорк
Отлично, г-н Кругман. Но что вы собираетесь делать, если экономическое положение перестанет улучшаться?
Как вы собираетесь поддерживать экономику, не рискуя при этом потерять доверие к национальной валюте и долговым обязательствам? Также можно обрушить доллар или рынок казначейских облигаций.
– Andrew Jarmolkiewicz, Багамские острова