JULIUS / HORSENS FOLKEBLAD – HORSENS, DENMARK / CARTOONARTS INTERNATIONAL / THE NEW YORK TIMES SYNDICATE
Дэниэл Дэвис, аналитик и участник блогерской группы Crooked Timber, недавно опубликовал очень хороший пост о Греции, написанный в виде ролевой приключенческой игры. Его можно прочесть на сайте crookedtimber.org. Главная мысль этого поста заключается в том, что правильных ответов нет, для правительства Греции уж точно, учитывая ситуацию, к которой привело создание евро и порожденный этим долговой пузырь.
Действительно, все проблемные экономики периферии оказались в очень трудном положении. В основе своей их трудности связаны с балансом платежей, а не с долговым кризисом. В 1999–2007 годах они имели дело с огромным притоком капитала, что привело к инфляции, а теперь им нужно как-то восстановить конкурентоспособность.
Но на это накладывается долговой кризис, который вынудил их искать помощи, а кредиторы требуют взамен жесткой экономии, которая лишь усиливает спад в экономике, страдающей от завышения валютного курса.
Не так сложно понять, что должна в этой ситуации делать Европа в целом (на практике это означает ЕЦБ и Германию): меньше экономии плюс искусственное восстановление инфляции (положение было бы гораздо лучше при инфляции 3–4% в еврозоне). Еще можно указать, что экономия, по крайней мере столь жесткая, контрпродуктивна даже с точки зрения бюджета: она мешает росту, поэтому долговая ситуация ухудшается, несмотря на сокращение бюджетного дефицита.
Гораздо труднее сказать, что следует делать лидерам стран периферии. Односторонний дефолт не решит проблему конкурентоспособности и может усилить давление на бюджет, поскольку у них у всех сохраняется исходный дефицит (через год или два ситуация может поменяться).
Выход из еврозоны позволит провести быструю девальвацию, что решит проблему конкурентоспособности, но он будет иметь разрушительные последствия и спровоцирует неприязнь, так что какое-нибудь правительство решится на это только при отсутствии альтернативы (это скоро может ждать Грецию, но не другие страны).
Получается своеобразная ловушка. Как бы вы поступили на месте премьер-министра подобной страны? Я боюсь, что вы стали бы умолять «тройку» смягчить требования экономии, делали бы все возможное для повышения конкурентоспособности (не так уж много) и ждали, пока дела пойдут лучше за счет «внутренней девальвации» или хуже настолько, чтобы выход из еврозоны стал возможен. Не самый приятный выбор, но я не вижу никаких магических решений.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Греческим лидерам нужно торговаться
На месте руководителей Греции я бы попробовал припугнуть ЕС. Я бы сказал, что, если страну заставить прибегнуть к дополнительной экономии, она объявил дефолт и выйдет из еврозоны. Старое правило гласит, что если вы должны банку 10 тыс. долл., то это он держит вас на мушке, но если вы должны банку миллион, то это он у вас на мушке. Я думаю, Греция может торговаться с позиции силы. Угрожая сделать ее долги никчемными, лидеры Греции могут выторговать уступки, которые позволят избежать дефляции и снижения уровня жизни.
– J., Нью-Йорк
Что можно сделать на месте премьер-министра? Защищать свой народ – вот что нужно делать. Эта «помощь» сделает греков беднее и еще больше разорит страну. Сейчас ад становится ближе с каждой минутой.
– Evangelos, Греция
На месте премьера Испании или Португалии я бы начал с того, что сказал бы правду: проблема в балансе платежей и причина этого – евро. Я бы также устроил публичную дискуссию, чтобы обсудить аргументы «за» и «против» выхода из еврозоны, и проводил референдум по поводу всех важных экономических реформ.
Я не сомневаюсь, что европейцы сделают все необходимое, если им все объяснить должным образом. Но по непонятной причине отказ от евро остается табуированной темой.
– Z., Швейцария
Власть нынешних правителей Греции на самом деле призрачна. Они бессильны, поскольку политика диктуется извне. Так что гораздо правильнее подумать, что бы вы сделали на месте обычного грека. Первым делом я бы задекларировал нулевой доход и осуществлял бы все транзакции только с помощью наличных.
– Z., Япония
Природа классической греческой трагедии такова, что в любом случае финал ужасен.
– D., Австрия