ФОТО TODDHEISLER/THE NEW YORK TIMES
Демонстранты прошли маршем по Бруклинскому мосту в Нью-Йорке, чтобы отметить двухмесячную годовщину «Захвати Уолл-стрит».
Когда я смотрю, какая политическая буря бушует вокруг движения «Захвати Уолл-стрит», я вспоминаю Берни Мэдоффа. Поверьте, в этом есть смысл.
Дело Мэдоффа, как вы, возможно, знаете, является классическим примером «поддельного родства». Мэдофф сумел завоевать доверие многих богатых евреев, убедив их, что он такой же, как они. «Поддельное родство» лежит в основе множества финансовых и политических афер.
Сейчас против «Захвати Уолл-стрит» ведется пропагандистская кампания, цель которой заключается в том, чтобы настроить против этого движения работающих американцев, хотя большинство из них разделяют цели демонстрантов. Для этого работающих американцев убеждают, что участники протестов совсем на них не похожи (зато плутократы – свои в доску, а как же!). Это срабатывало уже много раз в прошлом. Причем данный метод можно использовать в самых разных ситуациях: участникам «Захвати Уолл-стрит» нельзя доверять, потому что все они грязные хиппи, а Элизабет Уоррен, которая баллотируется в Сенат от штата Массачусетс, не такая, как вы, потому что она (о ужас!) профессор Гарвардского университета.
Чем больше я об этом размышляю, тем больше убеждаюсь, что общая теория поддельного родства может быть применена не только в политологии, но и при финансовом анализе. Я всегда восхищался тем, как инфляционисты, которые всегда и во всем ошибаются, умудряются сохранять популярность на Уолл-стрит. Подозреваю, все дело в том, что экономисты, которые выступают со страшными предостережениями по поводу дефицита и увеличения денежной массы, являются отличными партнерами для игры в гольф. А вот бородатые профессора так не могут.
Так что же делать? В разумных пределах следует избегать ненужного социального диссонанса. Если вы собираетесь провести демонстрацию от имени трудящихся американцев, откажитесь от тамтамов. Правые стремятся убедить народ, что это война культур, поэтому не облегчайте им задачу. Но всему есть пределы.
Нет, я стану учиться играть в гольф.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Почему мы должны захватить Уолл-стрит
Одно дело – выступать за или против чего-то и совсем другое – быть участником протестов. Так было еще во времена войны во Вьетнаме. Я тогда побывал на паре демонстраций и был сам не свой. Тем не менее антивоенные выступления показали, что есть люди, готовые пойти на все ради перемен. Попытки подавить протесты только их усиливают.
Уолл-стрит ориентирована не на то, чтобы направлять капитал в сферу инноваций, а на то, чтобы грабить бедных в пользу богатых. Инвесторы всегда проигрывают, а биржа всегда выигрывает. Однако Уолл-стрит не должна превращаться в казино, она должна быть местом, где люди инвестируют в бизнес. Есть целый ряд мер, которые помогут положить конец спекуляциям, манипулированию рынком и мошенничеству.
Социальное движение способно этого добиться.
– Без имени, Нью-Йорк
Участников движения «Захвати Уолл-стрит» тоже можно обвинить в использовании «поддельного родства». Только взгляните на их лозунг: «Мы – 99%». Все верно, за исключением того, что большинство из нас не встают в круг, и не бьют в барабаны, и не занимают на неопределенное время общественные парки в своих частных интересах.
– R., Вирджиния
Рассуждения о поддельном родстве объясняют, почему мы продолжаем защищать богатых, банки и корпорации? Мы все втайне надеемся однажды стать богатыми. Чтобы стало лучше, сперва дела должны пойти намного хуже. В конце концов, по-настоящему хорошие реформы стали результатом Великой депрессии.
– David B. Schuster, Нью-Гемпшир
Политическая близость заставляет людей голосовать в ущерб собственным экономическим интересам и благополучию. Именно так кандидаты от Партии чаепития побеждают на выборах.
– A.S., Нью-Йорк
Если бы подобные демонстрации происходили в Китае, а тамошние власти вели себя по отношению к ним так же, как американские, Конгресс принял бы резолюцию в поддержку протестов, а президент выражал бы возмущение нарушением прав человека.
– N., Нью-Йорк
Г-н Кругман, вы недавно побывали в парке Зукотти, вы, должно быть, заметили, что не все из присутствовавших там бездельники с дредами, живущие на пособие по безработице. Однако трудно бороться с предубеждениями (похож на хиппи – виновен!), пока люди видят только то, что хотят видеть. Привычка встречать по одежке неизменно укрепляет стереотипы. Самое лучшее, что сейчас может сделать «Захвати Уолл-стрит», – продолжить существовать.
– Phillip Wynn, Огайо
Даже если их усилия направлены во благо, протестующих из «Захвати Уолл-стрит» все равно будут воспринимать как немытых лентяев-хиппи. Поэтому я всегда прихожу в рубашке и галстуке, чтобы подать пример другим демонстрантам!
– Steven Clarke, Великобритания