MICHAEL KIRBY SMITH FOR THE NEW YORK TIMES
В Нью-Йорке в лагере «Захвати Уолл-стрит» ранее в этом месяце отпраздновали праздник «Симхат-Тора».
Я побывал в Зуккотти-парке 20 октября. Майкл Мур выступил с краткой речью. Ее тут же хором повторяла толпа, применив «человеческий микрофон» (этот метод используется, чтобы обойти ограничения властей на звукоусиливающие устройства. – «НГ»). Насколько я понимаю, сторонники правых взглядов утверждают, что движение «Захвати Уолл-стрит» антисемитское. Только об этом забыли сказать отличной группе клезмеров, исполнявших в парке мелодии восточноевропейских евреев.
В целом меня поразило, насколько все это было безобидно: позитивно настроенная средних размеров толпа, в основном состоящая из молодежи (вечер выдался холодный и ветреный). Но было и много людей среднего возраста – в общем, вполне приличная публика.
Вряд ли кто-то мог ожидать, что такая демонстрация вызовет общенациональный резонанс.
И все же это произошло и может означать лишь одно: король был голым, и, чтобы указать на это, достаточно было одного честного возгласа.
По поводу того, почему король оказался голым: прочитайте статью Ари Бермана о классе людей, настаивающем на экономии и их доминировании в Вашингтоне, опубликованную 19 октября в Nation. В ней говорится о «центральном парадоксе американской политики последних двух лет». «Как в разгар массового кризиса безработицы, когда до боли понятно, что рабочих мест создается недостаточно и народ хочет, чтобы политики сосредоточились на решении этой проблемы, дефицит стал самым важным вопросом в стране? – пишет Берман.– Почему же в то время как общемировая практика четко указала на то, что меры экономии увеличат безработицу и замедлят, а не ускорят экономический рост, сторонники экономии все еще пользуются таким уважением сегодня?»
Объяснить это можно известностью и влиятельностью агрессивного класса, выступающего за экономию. Как считается, это якобы центристская политическая коалиция, ученые и эксперты, которых беспрекословно рассматривают как хранителей экономической политики в США.
По-настоящему поражает, что они по-прежнему сохраняют репутацию мудрецов, несмотря на то что один провал у них следует за другим.
Получила поддержку «экономия роста», которая оказалась еще хуже, чем говорит Берман. Доктрину дырявили не только мозговые тресты – такие как Центр по бюджету и политическим приоритетам, но и исследовательская служба Конгресса, а также Международный валютный фонд. Да, МВФ.
Награду за финансовую дисциплинированность присудили шуту Полу Райану, председателю бюджетного комитета Палаты представителей. Да и в целом Райана поддерживали, когда еще в начале 2010 года было очевидно, что он несерьезный и нечестный.
Кроме того, экономическая статистика повела себя абсолютно не так, как ожидалось: режим экономии везде вел к росту безработицы, процентные ставки упрямо держались на низком уровне, несмотря на, казалось бы, неизбежный долговой кризис.
Не думаю, что Берман в полной мере объясняет причины доминирования класса, поддерживающего экономию, но он хорошо потрудился и подкрепил это документально. Следует отметить, что доминирование оказалось настолько всеобъемлющим, что альтернативных взглядов практически не было слышно. Так что любые действия, благодаря которым все же удалось заявить о позиции, отличной от преобладающей точки зрения, могли произвести большой эффект.
Спасибо движению «Захвати Уолл-стрит».
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Больше не к кому обратиться
Движение «Захвати Уолл-стрит» – это также протест против президента Обамы и других корпоративных демократов. Нам не к кому обратиться – в наши дни наперечет политики, представляющие наши интересы: те, которые заканчивают войны, дают возможность получить государственную медицинскую страховку, повышают налоги для богатых, увеличивают помощь студентам, отстаивают пенсионные выплаты и т.д.
Мы работали над тем, чтобы посадить Обаму в Белый дом, а потом он нас почти сразу предал.
– М., Айова
Это граничит с абсурдом. Западный мир был загнан в черную дыру не мерами экономии. Они – лишь решение, которые некоторые рекомендуют, чтобы выбраться из той самой дыры. Кризис вызвали две вещи. Во-первых, бизнес по максимуму извлекал краткосрочную прибыль так, что это вредило долгосрочным интересам, например, создавая рабочие места в иностранных компаниях, занятых уничтожением планеты в процессе производства потребительских товаров. Во-вторых, правительства склонны тратить не по средствам, пускаясь в противоположную экономии крайность, что ведет к наращиванию долгов, которые становятся слишком большими, чтобы их погашать.
Глубинная причина обоих этих явлений одна и та же: неуемная, безответственная и эгоистичная алчность. Мы можем довольно обоснованно обвинить в этом банкиров Уолл-стрит, но отличие между ними и остальными 99% лишь в том, что первые сумели удовлетворить свою алчность в масштабах, недоступных всем нам.
– Borjesson, Швеция
Демонстранты движения «Захвати Уолл-стрит» начинают влиять на общенациональную дискуссию, но их работа еще не завершена. Мы не можем ограничиваться только благодарностью, мы должны присоединиться к ним или помочь им финансово, чтобы они продержались эту зиму. И это относится ко всем остальным протестующим «Захвати Уолл-стрит» в других точках США, а не только к тем, кто находится в Зуккотти-парк.
– Jeffrey Thompson, Миннесота
«Захвати Уолл-стрит» – это антисемитское движение? Скажите это паре сотен евреев в возрасте от 15 до 80 лет, которые собрались по зову сарафанного радио и недавно отмечали в Зуккотти-парк красивый традиционный праздник Симхат-Тора.
– D., Нью-Йорк