TUNIN/MOSCOW, RUSSIA/CARTOONARTS INTERNATIONAL/THE NEW YORK TIMES SYNDICATE
Ирландия победила! А может быть, и нет.
Бросаются в глаза попытки доказать, что недавний опыт Ирландии, где во втором квартале имел место несколько более высокий, чем ожидалось, рост и увеличился экспорт, оправдывает политику экономии.
Недавно в Financial Times даже появилась новая статья о росте в Ирландии, трубящая об увеличении фармацевтического экспорта.
Согласно этой заметке, опубликованной 29 сентября, «ирландское государственное агентство IDA Ireland, отвечающее за привлечение внутренних инвестиций, отмечает, что в Ирландии размещены 8 из 10 крупнейших фармацевтических компаний мира, 15 из числа первых 25 компаний по производству медтехники и 7 ведущих технологических фирм».
Итак, немного остудим энтузиазм. Во-первых, странно, что успехом называют возможное оздоровление, когда безработица на протяжении нескольких лет держится на уровне периода депрессии. Но есть и особый ирландский поворот. На фармацевтику приходится крупная доля ирландского экспорта, однако ее вклад в ирландскую экономику значительно меньше.
Отчасти это объясняется тем, что в фармацевтике используется много импортной продукции, а отечественная составляющая в ней невелика. Кроме того, фармацевтика – очень капиталоемкая индустрия, в которой занято очень мало работников, а капитал является иностранным. Таким образом, ее вклад в ВНП, который рассчитывается за вычетом дохода, выплаченного иностранцам, меньше, чем вклад в ВВП, где такой вычет не делается. Действительно, Ирландия является одной из стран, по которой для определения ее состояния хочется отслеживать ВНП, а не ВВП. График на этой странице показывает реальное положение дел. Успех!
Справедливости ради отмечу: дела у Ирландии идут несколько лучше, чем мы опасались. Ей удается в значительной степени внутренняя девальвация за счет дефляции, что заставляет инвесторов рассматривать возможность, при которой страна сможет избежать дефолта.
Должен также пояснить, что с учетом приверженности страны евро Ирландия вынуждена осуществлять программу экономии. Впрочем, она не была бы такой драконовской, не будь принято решение о социализации задолженности всех банков страны.
The New York Times Источник данных: Центральное управление статистики Ирландии. Пояснение: ВНП указан в миллиардах евро. |
Жесткая математика в евроварианте
Удивительно слышать, как многие европейские чиновники и не занимающие официальных должностей мудрецы-эксперты, приняв умный вид, настаивают, что еврокризис возник из-за невозможности обеспечить соблюдение пакта стабильности, предусматривающего ограничения по дефициту и госдолгу.
Трудно ли взглянуть на статистику и обнаружить, что накануне кризиса Ирландия и Испания казались образцовыми странами в финансовом плане, имели профицит бюджета и низкую задолженность?
Но мы имеем дело с очередным триумфом Очень Серьезной Концепции над фактами, которые легко проверить.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Экономия просто не работает
Экономия в Ирландии, очевидно, не работает, однако Евросоюз и МВФ требуют, чтобы мы слепо потакали рыночным богам. Безработица продолжает расти, а потребительское доверие – падать, в то время как правительство пугает население дальнейшим урезанием бюджета, повышением налогов на собственность, дополнительными сборами за водоснабжение и сокращением пенсий и зарплат в госсекторе. Результаты видны из графика, опубликованного вместе с вашей статьей.
Правительство Ирландии может хвастаться достижением финансовых целей, поставленных МВФ, но гражданам нанесен экстраординарный ущерб, хотя это редко отражается в экономических отчетах. Сумма госдолга, банковской задолженности и долгов по ипотеке огромна и продолжит сосать кровь из экономики по крайней мере еще лет десять.
Экономия может успокаивать некоторых идеологов, но она не повышает ни благосостояния страны, ни доверия потребителей.
Если это лучшее, на что способна Европа, тогда нам действительно продали подержанную машину без тормозов.
– Р., Ирландия
За эти цифрами кроются истории миллионов людей, которые не сыграли никакой роли в возникновении этого экономического кризиса, но которые борются и страдают. Но ирландская элита все еще обращается к ирландскому народу, чтобы тот расплачивался за ее ошибки и неуемную жадность. Как мы знаем теперь, единственная вещь, которая доходит сверху до народа, – это счет на оплату.
– Gege Le Beau, Ирландия
Г-н Кругман, вы правы: наше оздоровление – это лишь фикция.
– Без имени, Ирландия
Г-н Кругман, я вас очень уважаю, но думаю, что вы несколько лицемерите. Вы публиковали статьи, в которых писали, что, если бы не американское стимулирование экономики, которое вы поддерживали в политическом плане, США чувствовали себя гораздо хуже сегодня, чем сейчас. И вы используете эти взгляды, чтобы оправдать такие действия, несмотря на незначительный рост и высокую безработицу, которая в США практически не снизилась.
В случае с ирландской экономией можно привести тот же аргумент: ирландские ВВП и ВНП, как показывает ваш график, немного увеличились, почти как в США. А тот факт, что уровень безработицы в Ирландии остается высоким, вы называете результатом политического провала, поскольку Ирландия пошла той дорогой, против которой вы выступаете. Ожидаю, что вы как очень серьезный ученый будете чуть более беспристрастным.
– Evan Zimmerman, Калифорния