ERICH SCHLEGEL FOR THE NEW YORK TIMES
В Техасе рабочие места создавались быстрее, чем на остальной территории страны. Этот факт стал особенно примечательным в последние пару лет. Недавно я столкнулся с тем, что на фоне столь низкой занятости по стране в целом, в техасский успех в этой области верят слепо и свято.
Но в чем же тут дело на самом деле? Странно, но редко можно услышать, чтобы в ходе этого обсуждения кто-то оперировал моделями. Иными словами, объяснял вещи с помощью стилизованных, упрощенных и в то же время внутренне стройных теорий (они необязательно должны быть математическими), без которых нельзя представить экономический анализ. Позвольте мне восполнить этот пробел, предложив три неформальные модели того, что могло бы происходить в Техасе.
В каждом случае для большей ясности я представляю исходное государство – Америку, разделенную на два идентичных региона, которые мы назовем Техасом и Нью-Йорком. В каждом их этих регионов рабочая сила живет в домах. Я отбрасываю другие факторы производства, кроме того, что строительство домов требует выделения земель, количество которых ограничено. И мы предположим, что изначально все находится в равновесии: зарплаты и стоимость жилья одинаковы в обоих регионах.
Потом в Техасе что-то меняется, и рабочие места там начинают создаваться быстрее, чем в Нью-Йорке. Вопрос: в чем заключаются эти перемены? Как вы увидите, в каждой из моделей помимо разницы в уровне занятости будут возникать и некоторые другие факторы.
Модель I: демография
Представьте, что по каким-то причинам население Техаса и, следовательно, его рабочая сила увеличиваются. Например, благодаря иммиграции из Мексики или из-за высокой рождаемости среди бывших иммигрантов.
Это приведет к снижению зарплат, что, в свою очередь, будет провоцировать более быстрое создание рабочих мест. Так что занятость станет расти, но движущей силой будет предложение (то есть большее число людей, ищущих работу), а не спрос.
Модель II: районирование
Предположим, что в Техасе смягчаются нормы землепользования и жилье становится дешевле, чем в Нью-Йорке. В этом случае рабочие потянутся в Техас, даже если там они несколько потеряют в зарплате по сравнению с Нью-Йорком, поскольку стоимость жизни в Техасе будет меньше. Что произойдет дальше? Что ж, рост предложения рабочей силы толкнет зарплаты вниз, что спровоцирует увеличение числа рабочих мест, такое же, как и в случае первой модели, движущей силой в которой являлась демография. Однако теперь это положительное развитие. Но в общем и целом дело тут в жилищной политике, а не в создании условий, благоприятных для бизнеса.
Модель III: предложение, творящее чудеса
Наконец, предположим, что замечательная политика губернатора Техаса Рика Перри действительно привела к росту производительности бизнеса. Тогда мы бы наблюдали рост спроса на рабочую силу, что повысило бы зарплаты и привлекло рабочих в Техас, увеличив занятость.
А что мы наблюдаем? Не буду заниматься здесь перемалыванием чисел, но очевидно, что все то, что мы знаем о нынешней ситуации в Техасе, указывает на комбинацию первой и второй моделей. Зарплаты в Техасе низкие и, возможно, они ниже, чем в штатах с более низким ростом. С другой стороны, стоимость жизни невысока в основном благодаря недорогому жилью. Однако мы не видим ни роста производительности, ни роста зарплат, что должно было бы быть в случае соответствия действительности третьей модели. Как заявил в конце прошлого года в комментарии на сайте Economist Райан Эвент, реальный ВВП на душу населения в Техасе на самом деле рос очень медленно.
Еще один момент: что можно сказать о показателях Техаса в период рецессии и слабого оздоровления? Что ж, я считаю, нам следует измерять эти показатели исходя из тренда, отражающего силы, описанные в моделях I и II.
Конечно, в Техасе быстрее создаются рабочие места, чем на остальной территории страны. Так было всегда. Вопрос в том, показал ли этот штат в рамках данного тренда какие-то удивительные результаты. Ответ отрицательный: уровень безработицы в Техасе чуть выше, чем в Нью-Йорке.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Процветание зависит от нефти, низких налогов и меньшего регулирования
Созданию рабочих мест в Техасе способствовали несколько факторов. Во-первых, у нас есть нефть, а цены на нефть высоки. Ни один вменяемый техасец не станет сетовать на высокие цены на бензин.
У нас также есть несколько военных баз, которые создают оплачиваемые федеральным центром рабочие места для той части штата, где практически нет промышленности. Некоторые техасцы жалуются на федеральное правительство, но в то же время ряд консервативных районов зависит от него.
Иммиграция также во многом играет на руку Техасу, хотя сами иммигранты не всегда оказываются в выигрыше. Вновь прибывшие, будь то официально или нет, могут применить те навыки и умения, которыми обладают, чтобы заработать себе на жизнь столько, сколько смогут. Это означает, что у местных компаний редко возникает недостаток в способных и готовых работать трудовых ресурсах.
– R.Cox, Техас
Губернатор Перри отдает предпочтение подходу Партии чаепития в управлении штатом. Благодаря этому социальные расходы и траты на образование подверглись серьезному сокращению. И тем не менее в бюджете Техаса по-прежнему кавардак. Прогнозируется дефицит в 12–27 млрд. долл.
– Без имени, Техас
Г-н Кругман, неужели мы не можем рассмотреть еще одну модель? Техас не только является домом для большинства американских нефтяных корпораций, это также и крупный центр добычи сланцевого газа. Может быть, рост занятости зависит в большей степени от энергоиндустрии, чем от каких-то смутных идей республиканского управления?
– Stuart Bagus, Иллинойс