LIBRARY OF CONGRESS
Генерал Роберт Ли сдается генералу Улиссу Гранту 9 апреля 1865 года.
Наступила 150-я годовщина начала Гражданской войны в США. New York Times запустила специальный блог Disunion, в котором события 1861 года разворачиваются день за днем в «реальном времени». Это здорово.
Но лично у меня особые чувства вызывает не начало войны, а то, как она закончилась. 29 марта 1865 года Фил Шеридан, генерал армии Союза, начал фланговый маневр, завершившийся 11 днями спустя капитуляцией Роберта Ли в суде Аппоматокса в Вирджинии.
Почему мне так нравится эта финальная кампания? Отчасти потому, что в боях при Файв Фокс в Вирджинии участвовали некоторые из тех, кто прославился в битве при Геттисберге (Пенсильвания) в 1863 году: тут снова проявил героизм Джошуа Лоренс Чэмберлен, а силы Конфедерации, разбитые при Файв Фокс, возглавлял не кто иной, как Джордж Пикетт.
Но главная причина, думаю, заключается в символизме той капитуляции: генерал Ли, аристократ в своей парадной форме, который сдается совсем не аристократу Улиссу Гранту, командующему силами Союза – грязному и растрепанному после долгой дороги в седле. Это в прямом смысле слова была победа современной Америки – демократической страны – как в плане манер, так и политики – над аристократическим идеалом.
Победа Америки была характерной. Южане были лучшими воинами – один на один они почти всегда превосходили армии Союза, хотя отставание со временем сократилось. Но Север добился выдающихся успехов в мирном ремесле, а именно – в промышленности и умении добиваться своего. Север не мог помешать Бедфорду Форресту совершать набеги на линии снабжения, но он невероятно быстро ремонтировал железнодорожные пути. Превосходство Севера в логистике и производстве в итоге сыграло решающую роль.
Другая великая поучительная война Америки, Вторая мировая война, оказалась похожей. В военных фильмах, которые я смотрел в детстве, отважные американские герои-одиночки бились с великолепно оснащенными нацистами, но в реальности все было чуть ли не наоборот. У нас было много героев. Но правда заключается в том, что американцы никогда не умели воевать так, как немцы. Нам лучше давалось искусство производства и снабжения. Надо отдать честь героям, штурмовавшим Омаха-бич, но победу в итоге обеспечили якорные стоянки с плавучими волноломами и топливный трубопровод через Ла-Манш, а также превосходство в воздухе, ставшие возможными благодаря чудесам производства.
Однако как бы то ни было, я думаю о разбитых дорогах к югу от Ричмонда (Вирджиния), где 146 лет назад была заложена та страна, в которую я верю.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
В истории надо чтить тех, кто этого заслуживает
Г-н Кругман, вы превозносите превосходство в военном искусстве солдат Конфедерации и промышленные возможности Севера, но опускаете фактор, сыгравший ключевую роль в исходе войны, – лидерство. Президент Авраам Линкольн, Улисс Грант, а позднее Уильям Шерман обеспечили Союзу важное преимущество в плане стратегии и ее реализации. Без их руководства промышленной мощи Севера было бы недостаточно для разгрома Юга.
– Mike, Канада
Г-н Кругман, что касается Второй мировой войны, возможно, вам также следовало бы похвалить СССР за его промышленный потенциал и снабжение, а также за человеческое самопожертвование. В конце концов именно СССР, а точнее, десятки миллионов украинцев, белорусов, поляков и других помогли разгромить Германию.
– Dan, Испания
Вот забавная история о Второй мировой войне, которая как раз рассказывает об американском превосходстве в производстве и материально-техническом обеспечении. В ходе боя в конце 1944 года немецкие военные захватили группу американских солдат. Поскольку у американцев отобрали все личные вещи, подарочный пирог, присланный американскому солдату на день рождения, достался немецкому командиру. Офицер посмотрел на пирог и сказал: «Я не могу обеспечить достаточно топлива для своих танков и пайков для своих солдат. А американцы доставляют на фронт пироги. Германии не победить».
– Charley James, Миннесота
Судя по тому, как в последнее время Юг влиял на политику США, интересно, не лучше ли бы нам было, если Север проиграл Гражданскую войну.
– Jim Hansen, Калифорния
Г-н Кругман, США и Германия, возможно, не сходились в достаточном количестве схваток один на один, чтобы доказать справедливость вашей теории о германском превосходстве в военном искусстве в ходе Второй мировой войны. Но на тихоокеанском фронте все было иначе. В битве за битвой лучшие образцы культуры японских самураев противостояли лучшей армии из среднего класса, которую когда-либо видел мир, и проиграли ей.
– Daniel Davies, Britain