STEPHEN CROWLEY/ THE NEW YORK TIMES
Алан Гринспен – экс-глава ФРС.
Некоторые читатели хотят знать мое мнение об опубликованной в последнем номере International Finance статье Алана Гринспена о том, как активная политика президента Обамы мешает восстановлению экономики.
Я мог бы указать на слабую доказательную базу и посредственный эконометрический анализ, который игнорирует огромный пласт литературы об инвестициях и проблему одновременного развития разных процессов. Но давайте просто взглянем на тон его статьи.
«Базовый посыл для конкурентных рынков, особенно в сфере финансов, заключается в том, чтобы менеджеры компаний могли эффективно справляться практически с любым набором комплексных рисков. Последний кризис поставил этот посыл под сомнение», – пишет Гринспен. «Но предположение, что государственное вмешательство может исправить провалы рынка, вызванные недостатками человеческой натуры, само по себе крайне сомнительно. Масштабное вмешательство мешает рынкам, а не помогает им», – продолжает он.
Г-н Гринспен, который с 1987 по 2006 год руководил Федеральной резервной системой США, пишет в очень характерном стиле: мол, другие люди могут иметь свои модели, но он-то – мудрый оракул, знающий глубочайшие тайны человеческого поведения, способный определять возникающие тенденции исходя из своего непередаваемого знания экономической психологии и истории.
Извините, но ему это больше не удается делать. 2011 год – это вам не 2006-й. Гринспен – уже бывший маэстро. Его репутация почила в бозе и стала кормом для червей. Он более не Всеведущий Человек, он человек, который вел экономику к самому сильному кризису со времен Великой депрессии.
Он не видел зла, не слышал зла, отказывался что-либо сделать с субстандартными кредитами, настаивал, что деривативы делают финансовую систему более стабильной, и не только отрицал существование пузыря в сфере недвижимости, но и считал его возникновение невозможным.
Если Гринспен решит всерьез проанализировать свои ошибки, я с удовольствием его послушаю. Если же он полагает, что может читать нам лекции, стоя на пьедестале безупречной мудрости, то он просто тратит наше время.
Гринспен, разобранный на части
Если вам хочется чуть больше экономического анализа, почитайте, что пишет в своем блоге на эту тему экономист Брэд Делонг. Как он пишет, чтобы принять тезисы Гринспена, надо одновременно верить, что бизнесмены с ужасом ожидают будущих конфискационных мер со стороны государства, а инвесторы настроены так оптимистично по поводу перспектив бизнеса, что с момента прихода Обамы к власти стали резко поднимать биржевые котировки. Гринспен просто сочиняет (исходя из своей мудрости, в которую он верит, несмотря на допущенные просчеты), чтобы поддержать определенную политическую платформу.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Бывший маэстро не хочет извиняться
Г-н Кругман, это подходящий некролог для репутации человека, ставшего одним из архитекторов разрушения США.
– Jonathan, Великобритания
Г-н Кругман, вы советуете обратить внимание на тон статьи Гринспена. При этом пишете статью, в которой одна риторика и ничего больше. Вы не выдвигаете никаких конкретных аргументов.
– Без имени, Великобритания
Невероятно, что человек, нанесший такой огромный вред нашей экономике, политической системе и обществу, имеет наглость навязывать свои плохо продуманные, нелогичные измышления кому бы то ни было. Почему вообще кто-то принимает высказывания г-на Гринспена всерьез? Сколько он за это заплатил? Я мечтаю, чтобы у нас было активное правительство, способное привести экономику в порядок и поставить на ноги средний класс. Это будет огромной удачей.
– Без имени, Техас
Я не очень понимаю, о какой «активной политике» президента Обамы говорит Гринспен. Хотел бы я, чтобы маэстро действительно было на что жаловаться в этой связи.
– M.D.S., Калифорния
Вы заметили, что никто из причастных к финансовому кризису не признал своих ошибок? Ни банкиры, ни Уолл-стрит, ни правление Федерального резерва, ни бывший президент Джордж Буш-младший. Вместо этого они сваливают всю вину на подлый средний класс, который влез в долги, безуспешно пытаясь сохранить привычный уровень жизни.
– Jake, Пенсильвания
Единственная цель рассуждений Гринспена – доказать, что у бизнеса есть своя психология. Долгие годы в нашу культуру внедряли убеждение, что у банков и компаний тоже есть чувства.
– Luis Munoz Villanueva, Пуэрто-Рико