DOBRITZ/LE FIGARO-PARIS,FRANCE/ CARTOONARTS INTERNATIONAL/ THE NEW YORK TIMES SYNDICATE
Читатели задают время от времени такой вопрос: что может заставить меня переменить мои взгляды на то, как работает экономика? С ним также связан вопрос: случалось ли мне радикально менять взгляды под влиянием происходящих событий?
Позвольте мне для начала ответить на второй. Мои взгляды сильно изменились в конце 90-х годов прошлого века под влиянием событий в Азии.
До того момента я в общем и целом принимал «элегантную и концептуально простую» систему взглядов, описанную недавно старшим экономистом МВФ Оливье Бланшаром на сайте фонда. По сути, я считал, что обычная кредитно-денежная политика может справиться с задачей стабилизации экономики.
Тем не менее азиатский кризис заставил меня переосмыслить эти ортодоксальные взгляды. В первую очередь он показал, что рыночная экономика может сталкиваться с мощнейшими финансовыми потрясениями, с которыми невозможно справиться только с помощью кредитно-денежной политики.
В частности, я увидел, какое значение имеет контроль за движением капиталов для борьбы с последствиями валютных кризисов в странах с большим долгом, номинированным в иностранной валюте.
А японская ловушка ликвидности показала, что кредитно-денежная политика может стать неэффективной даже без упомянутых выше проблем с валютой и долгом.
Вы можете заявить, что азиатский кризис сделал мои взгляды более кейнсианскими, поскольку он показал, что проблемы 30-х годов могут возникнуть и в современном мире и нельзя рассчитывать, что Алан Гринспен или Бен Бернанке, его преемник на посту главы ФРС, решит все проблемы. Поэтому, когда разразился кризис 2008 года, у меня уже была система взглядов, основанная на моей собственной интерпретации кризиса в Азии в 90-е годы. И эта система взглядов пока неплохо объясняет суть происходящего. Между тем многие экономисты, которые не учли опыт 90-х годов, были пойманы врасплох.
Что нужно, чтобы я снова кардинально пересмотрел свои взгляды? Для этого нужен резкий скачок вызванной внутренними факторами инфляции, в частности стремительный рост зарплат.
В последнее время происходит рост базовой инфляции, что несколько неожиданно, но на данном этапе происходящее не настолько серьезно расходится с теорией, чтобы спровоцировать серьезный сдвиг в моих взглядах. Тем не менее я подчеркиваю, что готов менять свои взгляды, когда для этого есть основания.
А вы готовы к этому?
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Аварии, которые меняют образ мышления
С тех пор как мировая финансовая индустрия едва не расплавилась, подобно вышедшему из-под контроля реактору, и была спасена за счет денег налогоплательщиков, я изменил свои взгляды на ответственность.
К примеру, нет ни единого шанса, что компания – владелец АЭС «Фукусима-1» сможет компенсировать хотя бы малую толику ущерба, нанесенного ей Японии и миру.
То же относится к другим операторам АЭС по всему миру.
Удивительно похожая ситуация с проблемами финансовой индустрии.
Ни операторы АЭС, ни финансисты не были и до сих пор не способны компенсировать ущерб, который они уже нанесли или нанесут в дальнейшем. И те, и другие имеют существенное влияние на правительства. И те, и другие спровоцировали катастрофы, и им даже не придется ликвидировать последствия. И тем, и другим позволят заниматься их бизнесом как ни в чем не бывало.
– Без имени, Германия
Я считаю, что рынки слишком бурно отреагировали на кризис в Японии в 90-е годы. Нынешняя радиационная угроза, с которой столкнулась эта страна, – самый пугающий сценарий. И инвесторы уже здорово напугались.
Но Япония доказала, что ее экономика очень прочна и может пережить даже более серьезный кризис, чем нынешний. Если бы подобное произошло в менее развитой стране, то мы стали бы свидетелями настоящего экономического коллапса.
– J.M., Массачусетс
Г-н Кругман, любой, кто не готов пересмотреть свои идеи, является идеологом, а не ученым. Это хорошо, что вы способны отважиться на подобный шаг. Очень жаль, что таких людей, как вы, меньшинство.
– Roger Strassburg, Германия
Я несколько неохотно смирился с тем, что ядерная энергетика является пусть не совсем безопасной, но приемлемой, альтернативой использованию ископаемого топлива. Авария на АЭС «Фукусима-1» продемонстрировала, что это однозначно не так.
– P., Бразилия
Есть люди, которые пересмотрели свои взгляды, исходя из ошибочного понимания событий. Возьмите, например, Обаму. До избрания он часто говорил о необходимости общественного обсуждения реформы здравоохранения. Когда же он был избран президентом, он отказался от общественных слушаний и предпочел встречаться со страховщиками за закрытыми дверями.
– M., Айова
События, произошедшие за пару последних лет, убедили меня, что многие люди, которые, по их словам, разбираются в ситуации, на самом деле вообще ничего не понимают. Это относится к чиновникам Министерства финансов, банкирам, экономистам и инвесторам.
– F., Миннесота