0
1384
Газета Блог Пола Кругмана Интернет-версия

28.03.2011 00:00:00

Ценность образования в высокотехнологичном мире

Тэги: образование, технологии, общество


образование, технологии, общество Источник данных: U.S. Census Bureau THE NEW YORK TIMES
График отражает данные о заработной плате мужчин старше 25 лет.

А теперь о чем-то совершенно другом. Примерно 15 лет назад, еще до того как я стал штатным колумнистом, New York Times попросила меня и еще нескольких людей написать статью для специального выпуска, посвященного столетию ее воскресного приложения. Требование было одно – писать так, как будто дело происходит в 2096 году, когда этому приложению должно исполниться 200 лет.

Насколько мне помнится, я был единственным автором, который выполнил это требование. Все остальные боялись опозориться. Я же решил построить свою статью вокруг предположения, что создание информационного общества будет сопровождаться снижением (а не ростом) спроса на образованных работников, потому что многих из них можно заменить современными системами обработки информации. Причем сделать это даже легче, чем найти замену многим видам ручного труда. Статья называлась «Белые воротнички становятся синими».

Неужели это начинает становиться реальностью?

4 марта Times опубликовала интересную, но и довольно пугающую статью о том, как программное обеспечение заменяет команды юристов, занимавшихся изучением документов. Ну и конечно, затем появился Watson – суперкомпьютер I.B.M., который может обыграть в Jeopardy почти всех, кроме моего конгрессмена Раша Холта из Нью-Джерси.

Если говорить более серьезно, то в мартовском номере журнала American Prospect президент Economic Policy Institute Лари Мишель опубликовал статью о перепроизводстве вузовских выпускников. Он указал, что в последнее время в США стала снижаться доплата за высшее образование, которая в 80–90-е росла стремительными темпами. И это правда. Взгляните на график, где показана динамика зарплат работников с вузовскими дипломами и без таковых.

Тут же возникают сразу два вопроса. Первый: так ли важно бросать все силы на развитие образования, даже не учитывая тот факт, что среди высокообразованных людей резко выросло неравенство? Второй: как у нас может быть приличное общество, если даже высокообразованные работники не могут рассчитывать на доход среднего класса?

Я знаю, что несколько передергиваю. Но вспомните: луддиты не были бедняками, они были искусными ремесленниками, мастерство которых внезапно обесценилось из-за появления новых технологий.

КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM

Век компьютеров: меньше границ, но сильнее различия

Доплата за вузовский диплом – это понятие относится к эпохе, предшествовавшей глобализации. В 70-е годы в США, если вам повезло стать частью образованного класса, вы могли рассчитывать на высокую зарплату, потому что у ваших работодателей не было эффективной альтернативы вашим навыкам.

Но теперь благодаря Интернету и все большей глобализации американским работникам с высшим образованием приходится конкурировать с жителями развивающихся стран, где диплом стоит лишь малую толику той суммы, которую нужно за него выложить в США.

Американским работникам надо спросить себя: «Что есть у меня такого, чего нет у работника из страны Х? Может ли работник с моей квалификацией предложить нанимателю что-то такое, что оправдает мою высокую зарплату?»

– Без имени, Германия

Проблема не в перепроизводстве образованных людей, а в перепроизводстве выпускников вузов. Профессиональное техническое обучение, необходимое, чтобы стать электриком, водопроводчиком или автомехаником, находится в запущенном состоянии с тех пор, как получение этих профессий, требующих большого мастерства, перестало считаться престижным. будущем «индустрия знаний» научится интегрировать образованных работников с помощью новых информационных технологий.

– Alan, Япония

Здесь, в Китае, моя компания набирает выпускников университетов Цинхуа и Пекинского. В Англии мы берем на работу выпускников Кембриджа, в США – Массачусетского технологического, Стэнфорда, Беркли и т.д.

Неважно, где вы живете. Возможности у выпускников престижных университетов всегда больше, чем не только у людей без диплома, но и у остальных потенциальных кандидатов с высшим образованием.

– Yang Congtou, Китай

Те, у кого есть настоящие мозги, решают проблемы или налаживанием коммуникации между людьми. Компьютерам это не под силу.

– Denis Robert, Канада

Нам нужны люди, которые не только умны, но и умеют работать творчески. Компьютеры могут справиться с анализом или даже сочинить попсовую песню, но они вряд ли сумеют предложить оригинальную идею. На это способны только люди.

– Phil H., Великобритания


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Стране потребовались ориентиры сразу на 12 лет

Стране потребовались ориентиры сразу на 12 лет

Анастасия Башкатова

Проваленная ранее Концепция долгосрочного развития вновь приобрела актуальность

0
1300
Транзит власти в КПРФ начинается с трансфера преемников

Транзит власти в КПРФ начинается с трансфера преемников

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Первого зампреда ЦК Афонина не было на юбилейном приеме в посольстве КНР

0
1233
В России так и не заработала альтернативная пенсионная система

В России так и не заработала альтернативная пенсионная система

Ольга Соловьева

Население не видит смысла в самостоятельных долгосрочных накоплениях

0
1451
Правительство назвало три главных приоритета бюджетных расходов

Правительство назвало три главных приоритета бюджетных расходов

Михаил Сергеев

Обсуждения базового финансового документа пройдут с прямой трансляцией в интернете

0
1258

Другие новости