WONSOO/JOONGANG DAILY, SEOUL, SOUTH KOREA/CARTOONARTS INTERNATIONAL/THE NEW YORK TIMES SYNDICATE
С каких это пор МВФ, сама аббревиатура которого, как в свое время шутили, означает It’ Mostly Fiscal («Главное – сбалансированный бюджет»), стал таким открытым для дискуссии?
Как раз перед тем, как МВФ провел встречу в начале марта по пересмотру макроэкономической политики (меня приглашали на нее, но я не смог скорректировать свой график), Оливье Бланшар, главный экономист фонда, дал понять, что он в какой-то степени открыт для серьезного пересмотра господствующей парадигмы. Она сводится к тому, что акцент следует делать на процентные ставки, а финансовый сектор по большей части предоставить самому себе.
«До глобального экономического кризиса мейнстрим макроэкономистов в основном сходился во мнениях по механизму проведения макроэкономической политики», – написал Бланшар на сайте МВФ.
«Это были простые принципы, и, казалось, они работали┘ потом пришел кризис. Если не что-то еще, то он заставляет нас провести полноценную переоценку этих принципов».
С одной стороны, происшедшее просто объяснить. Да, эти слова звучат из МВФ, но, если сказать точнее, они принадлежат лично Бланшару, человеку, который готов выслушивать неортодоксальные идеи и относиться к ним серьезно.
Я знаю Бланшара, который был моим коллегой по Массачусетскому технологическому институту (MIT), и меня вовсе не удивили его слова.
Но тогда возникает вопрос: почему МВФ разрешает ему делать такие публичные заявления?
Другие международные организации, как, например, Организация по экономическому сотрудничеству и развитию, готовы отказаться от всякой логики, чтобы по-прежнему оставаться приверженцами экономии.
Так почему бы и МВФ не вести себя так?
Один из ответов заключается в том, что Бланшар – большая шишка в сфере экономики, человек, в котором больше нуждается МВФ, чем сам Бланшар нуждается в Фонде. Это дает ему определенную независимость, которая позволяет Бланшару говорить то, что он думает.
Другой ответ: Доминик Стросс-Кан, который сам обладает политическим весом, управляет МВФ. Помимо того, что он – соотечественник Бланшара, он еще один француз с необычно объективными взглядами для сотрудника Фонда. У Стросс-Кана также умеренные инстинкты интервенциониста.
Каким бы ни было объяснение, мне нравятся результаты: МВФ проводит потрясающую исследовательскую работу и стал глотком свежего воздуха в дебатах о политике.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Авторитетная организация отчаянно ищет новые идеи
Финансовые организации, такие как МВФ, сейчас поставлены перед фактом, что они, возможно, способствовали системным сбоям в последние пару лет. И теперь они в поисках нового образа, своего рода интеллектуального занавеса, который способен отвлечь чье-то внимание от их этической несостоятельности, которая изначально привела к таким разрушительным последствиям.
– Без имени, Нью-Йорк
Возможно, МВФ удивлен последними волнениями на Ближнем Востоке и хочет казаться более демократичным.
– Bud, Иллинойс
Возможно, причина в том, что МВФ столько раз оказывался в ситуациях, когда становилась очевидной ошибочность его взглядов, что сейчас Фонд наконец готов рассматривать другие идеи. После того как МВФ был на фронтах азиатского валютного кризиса 1997 года, российского экономического спада в 1998-м, а также ряда кризисов в Латинской Америке и Африке, этот опыт впоследствии заставил чиновников МВФ спуститься с небес на землю. Может быть, Фонд осознал, что все не так просто и что ему следует перейти к более сложным моделям, учитывающим различные факторы, а не держаться любой ценой за проверенную временем модель.
– Без имени, Нью-Йорк
Г-н Кругман, когда вы говорите, что Оливье Бланшар открыт для серьезного пересмотра преобладающей парадигмы, возможно, вы имеете в виду, что г-н Бланшар неистово мечется вокруг в поисках чего-то, что могло бы сейчас сработать.
– Mike S., Вашингтон
Надеюсь, что ветер перемен в МВФ в конце концов изменит курс японского правительства. Японцы очень восприимчивы к идеям, исходящим из международных организаций. В итоге японские бюрократы заняли ястребиные позиции по бюджету, которые поддерживает МВФ, и не хотят рассматривать другую стратегию, которая может решить экономические проблемы страны.
– Без имени, Япония
Это действительно хорошая новость для тех, кто выступал за реформирование экономических институтов, созданных после внедрения плана Маршалла, а также выдвигал теории по их рационализации. Давайте просто скрестим пальцы и будем надеяться, что президент Обама сумеет переделать МВФ и Всемирный банк.
≈ Ron D. White, Колорадо