CHANG W.LEE/ THE NEW YORK TIMES
Производство железной руды, неблагоприятная погода, придерживание фермерами хлопка – все это повлияло на экономику КНР. Пекин повысил процентные ставки, пытаясь замедлить рост цен.
Политические волнения в арабском мире и других точках планеты, как предполагается, порождаются не чем иным, как действиями┘ главы ФРС Бена Бернанке!
Это звучит нелепо. Однако я получал письма от читателей, в которых утверждается, что ответственность лежит на Бернанке. Видите ли, увеличение денежной массы ведет к росту цен на продукты питания, а это вызывает беспорядки, что, в свою очередь, ведет к┘ Ладно, в этой дурацкой цепочке много кривых звеньев. Давайте посмотрим на цены на сырьевые товары и продукты питания, чтобы понять, что на самом деле происходит.
Недавно я воспользовался статистикой МВФ, чтобы ранжировать рост цен на сырьевые товары в процентах за 2010 год. Во главе списка оказались хлопок (цены на него взмыли почти на 120%) и железная руда (плюс почти 80%). Что вызвало этот тренд?
Прежде всего Китай. Спрос в КНР, спрос на китайскую продукцию и искусственно заниженный юань диктуют ситуацию на глобальных рынках.
Но как я и другие комментаторы уже говорили ранее, мировая экономика сейчас раздвоена: развитые экономики все еще переживают спад, а в развивающихся экономиках наблюдается инфляционный бум. Рост цен на сырьевые товары отражает этот бум.
Данные также указывают на то, что сейчас активно используется физическое придерживание товаров. Например, согласно новостным сообщениям, китайские фермеры не спешат продавать большие объемы хлопка, а на портовых складах скопилось рекордное количество железной руды.
В ходе последнего всплеска цен на сырьевые товары, который произошел менее трех лет назад, многие возлагали вину на спекулянтов. Однако сейчас ничто не указывает на то, что рынок фьючерсов или же спекулянты приложили руку к происходящему в КНР.
Решения о складировании хлопка принимаются в индивидуальном порядке китайскими фермерами и на заводах. Речь скорее идет о старомодной форме придерживания товаров, чем о спекуляциях на Уолл-стрит. Поскольку по крайней мере в отношении ряда сырьевых товаров сейчас наблюдается подъем спроса, а также соответствующие последствия.
TYLER HICKS/ THE NEW YORK TIMES |
А как насчет цен на продукты питания? Доказательств затоваривания складов немного, насколько я могу об этом судить. Но снова дело, кажется, в очевидной проблеме спроса и предложения. Спрос, возможно, несколько повысился из-за того самого бума на развивающихся рынках.
Но, если взглянуть на доклады Всемирной продовольственной организации (FAO), становится понятно, что ключевой причиной роста цен на зерновые, например, является сокращение их производства в развитых странах, в основном обусловленное ужасными погодными условиями. (Таким образом, вероятно, сыграло роль изменение климата.)
А что касается места Бернанке в этой сложной истории: некоторые развивающиеся рынки продолжают настаивать на том, что их валюта должна стоить дороже, и проводят политику по поддержанию завышенного курса своей денежной единицы.
Не считаю разумным требовать от ФРС прекращения борьбы с безработицей в США ради того, чтобы позволять КНР и дальше манипулировать валютой, а китайским фермерам – придерживать свои товары на складах.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Богатство, к сожалению, не доходит до населения
Г-н Кругман, наш мир не раздвоен. Да, страны с развитыми экономиками переживают стагнацию, а в развивающихся экономиках растет инфляция. Но не будем забывать о таких местах, как Египет, которые в полной мере страдают от инфляции, но не получают никаких преимуществ для экономики своей страны.
– R., Нью-Йорк
Египет – важный глобальный экспортер хлопка, так что рост цен на него должен быть благоприятным для экономики страны. Но, как в последнее время указывали комментаторы, в Египте население, возможно, не получает прибыли от этого повышения цен на производимый им хлопок. При этом людям приходится платить больше за дорожающие другие сырьевые товары, что сравнимо с посыпанием солью раны.
DANFUNG DENNIS/ THE NEW YORK TIMES |
– А., Япония
Г-н Кругман, некоторые страны действительно складируют сырье, в частности КНР. Китайское правительство, глядя на то, что происходит в Египте и Тунисе вслед за народными революциями, запасается всем, что необходимо, чтобы избежать похожего восстания у себя дома, которое могло бы произойти в случае резкого взлета цен на сырьевые товары.
– А., КНР
Попросту говоря, цены на сырьевые товары на глобальном рынке формируются путем договоренности покупателей, желающих приобрести товар, и продавцов. И утверждать, что цены на фьючерсы не влияют на текущие цены, просто ошибочно.
– S., Малайзия
На фоне подъема цен на кукурузу инвестиции в сельхозземли снова стали ценными. Почему? Выращивая зерновые, я сам убедился, что в прошлом году производство кукурузы в США было неудовлетворительным, а предложение уже и так было невысоким. Сейчас, кажется, недостаточно акров, на которых могли бы заработать спекулянты, чтобы покрыть ожидаемый спрос. В прошлом консультанты были уверены, что производственные мощности можно будет легко расширить, чтобы удовлетворить спрос. Но в последнее время эта уверенность поколебалась.
– Без имени, Вашингтон
Г-н Кругман, большинство цен на сырьевые товары растет, поскольку страны с развитыми экономиками сохраняют низкие процентные ставки с целью стимулирования роста. Конечно, некоторые винят ФРС, а другие – Китай. Но реальные виновники – те, кто принимает решения по поддержанию этих мер экономического стимулирования, поскольку такие программы в прошлом лишь провоцировали раздувание спекулятивных пузырей, кризисы и рост безработицы.
– Без имени, Нью-Йорк