Источник: World Trade Monitor
Экономике развитых стран все еще есть куда расти. Однако в последнее время некоторые экономисты утверждают, что глобальный рост достиг предела со стороны предложения и что одной экономической политики уже недостаточно для исправления этой ситуации.
Подобный спор возник потому, что в экономически развитых странах преобладают высокая безработица и низкая инфляция, в то время как остальной мир сталкивается с усилением инфляции вкупе с растущими ценами на сырье.
Джон Кемп, экономический обозреватель Reuters, пишет в своей январской колонке: «В США, Великобритании и до некоторой степени в еврозоне чиновники, отвечающие за кредитно-денежную политику, озабочены в первую очередь необходимостью преодолеть разрыв между фактическим и потенциальным ВВП. Но не ясно, существует ли этот разрыв на глобальном уровне. Стремительно растущие цены на продовольствие и энергоносители указывают на то, что экономика уже исчерпала возможности безинфляционного роста». Далее г-н Кемп поясняет, что некоторые авторы, включая меня, полагают, будто проблемы мировой экономики вызваны недостатком спроса и сочетание политики стимулирования спроса с увеличением денежной массы будет хорошим решением. Тем не менее г-н Кемп написал, что «проблема не в совокупном спросе, а в его распределении».
Данное утверждение носит спорный характер, поскольку на самом деле имеют место сразу обе эти проблемы.
Давайте посмотрим на график, который отражает мировую статистику промышленного производства, собранную Голландским бюро анализа экономической политики для World Trade Monitor. Чтобы было легче проследить пятилетний тренд, я принял уровень декабря 2005 года за 100%. График показывает, что к настоящему моменту общий объем производства в мире даже слегка превысил максимальный докризисный уровень, но все равно это гораздо меньше, чем прогнозировали до 2008 года.
Однако если посмотреть статистику отдельно для развивающихся и для развитых стран, как это сделано на втором графике, то после 2005 года наблюдается резкое расхождение. Объем производства в развивающихся странах сейчас намного выше, чем до кризиса, и он более или менее соответствует сделанным тогда прогнозам. Между тем в развитых странах объем производства по-прежнему намного ниже докризисного уровня, не говоря уже о прогнозах. Поэтому нет ничего удивительно, что развивающиеся страны сталкиваются с инфляцией.
Это означает, что если бы мировой совокупный спрос (другими словами – общий объем спроса на товары и услуги при определенном уровне цен) удалось перераспределить таким образом, чтобы большая его часть приходилась на развитые экономики, то они смогли бы расти и дальше, не заставляя другие страны производить больше товаров. Есть простой способ осуществить это перераспределение спроса: увеличение стоимости валют развивающихся стран по отношению к валютам развитых. Тот факт, что такие развивающиеся страны, как Китай, противятся этому, приводит к росту цен.
Г-н Кемп более или менее это признает, но он, похоже, считает, что корректировка обменных курсов приведет к обеднению развитых стран: «До тех пор пока фирмы не повысят существенно производительность, им придется выходить из положения за счет повышенной конкурентоспособности и более низких жизненных стандартов», – пишет он. Но это на самом деле перебор – импорт из развивающихся рынков все еще не превышает 10% ВВП развитых стран, так что даже сильное снижение стоимости их валют окажет весьма скромное воздействие на реальные доходы населения.
Источник: The New York Times |
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Инфляция создает опасные тенденции
Если у США проблемы с тем, как повысить производство до того уровня, который прогнозировался перед кризисом, то американцам некого винить, кроме самих себя. Что США нужно, так это стать более конкурентоспособной страной. Проблема в следующем: что они должны экспортировать? Что такого производят в Америке, чего хотели бы люди в других странах? Все, от процессоров Intel до продуктов Apple, производится не в США, а в других странах.
Страна добровольно провела деиндустриализацию и перенесла большинство отраслей за рубеж, конечно, за исключением финансового сектора, который не производит ничего, кроме катастроф.
– S., Германия
Я не думаю, что корректировка курсов валют развивающихся стран (за исключением Китая) решит проблему инфляции, потому что в большинстве из них экономика не является экспортно ориентированной. Так что пересмотр курсов не принесет особого роста денежного предложения.
Настоящие проблемы, с которыми сегодня сталкиваются развивающиеся экономики, – это плохая инфраструктура и неспособность удовлетворить растущий внутренний спрос.
– G., Индия
Единственный способ снова встать на ноги – добиться экономического роста, и, похоже, странам с развивающейся экономикой нужны товары, которые производятся у нас, в развитых странах. Причем у нас есть избыточные производственные мощности. Кроме того, нашим рекапитализованным банкам нужна прибыль, источником которой должно стать предоставление кредитов, а не спекуляции. Конечно, будет спад в производстве яхт, поскольку финансистам придется ждать дольше, чтобы получить 10 000% прибыли, но если они будут инвестировать в инфраструктуру и систему снабжения, то это принесет прибыль, хоть и не в следующем квартале. И если необходимо, следует изменить налоговое законодательство в мировом масштабе, чтобы штрафовать за стремление к быстрым прибылям.
– R.L., Техас
Г-н Кругман, мне кажется, что развивающиеся страны имеют полное право проводить ту политику, которая обеспечивает им конкурентные преимущества. В конце концов промышленно развитые страны стали промышленно развитыми.
– C. Haesemeyer, Калифорния
Развивающиеся страны могут добиться экономического роста за счет внедрения существующих западных идей и технологий, а вот западным странам приходится изобретать что-то новое, поэтому им труднее обеспечить рост.
– J.M., Канада
Эти данные однозначно показывают, что развивающийся мир вышел из глобального экономического спада и вернулся к прежнему тренду, а у развитых стран еще полно свободных мощностей, с которыми надо что-то делать.
– J., Коннектикут