Польша планирует построить железнодорожную ветку стоимостью 41 млрд. злотых. Страну не затронули европейские долговые кризисы.
ADAM LACH FOR THE INTERNATIONAL HERALD TRIBUNE
Широко распространено ложное представление о том, что кейнсианская финансовая политика не позволила восстановить экономику США.
Это неверно: правда заключается в том, что кейнсианская политика так и не применялась. В эти трудные времена можно извлечь очевидный урок о важности гибкости валюты, когда сталкиваешься с макроэкономическими проблемами. Что ж, остается надеяться, что этот урок ясен и понятен. Я уже писал, как Великобритания, Швеция и Аргентина сумели извлечь выгоду из этой гибкости. Давайте обратимся к примерам Польши и Исландии, которые в последнее время выиграли от девальвации валюты. В статье, опубликованной New York Times 6 декабря, ее автор Джек Ивинг выделил преимущества, которые получила Польша благодаря тому, что она пока не присоединилась к еврозоне: злотый упал с прошлого года по отношению к евро примерно на 18%, цены на товары, произведенные в Польше, остаются конкурентоспособными на мировых рынках. Страна также оказалась защищена от последствий долговых кризисов в других государствах.
Исландия впервые с момента коллапса своей финансовой системы в 2008 году демонстрирует рост: в третьем квартале с июля по сентябрь ее реальный ВВП прибавил 1,2%. Если посмотреть на страны на периферии еврозоны, где заимствования и расходы до спада были чрезмерно раздутыми – Ирландию, Исландию, Латвию, Эстонию, – Исландия злоупотребляла всем этим гораздо больше других и залезла в непомерные долги.
Но Исландия допустила банкротство частных банков и девальвацию кроны, и сейчас благодаря магии дефолта и девальвации она демонстрирует лучшие результаты, чем остальные три страны.
Одна из вещей, поразивших меня за последние три года кризиса, заключается в усилении политики традиционного подхода, предусматривающего экономию и сильную валюту. При этом на практике отход от традиционализма показал гораздо лучший результат.
К сожалению, толпа сторонников твердой валюты в США пропустила этот урок мимо ушей. Республиканцы хотят, чтобы ФРС сосредоточилась на поддержании сильного доллара и перестала беспокоиться по поводу безработицы.
Конгрессмены-республиканцы Пол Райен от Висконсина и Майк Пенс от Индианы неоднократно призывали покончить с двойным мандатом Центробанка, предусматривающим как заботу о занятости, так и поддержание стабильных цен.
Пенс также заявлял, что последняя программа ФРС по увеличению денежной массы (в рамках которой Федрезерв планирует приобрести к июню облигации Казначейства США на сумму 600 млрд. долл.) – это пример превышения Центробанком своих полномочий.
«Настало время Федрезерву сосредоточиться исключительно на ценовой стабильности и на долларе, – заявил Пенс 7 декабря по поводу новой инициативы ФРС газете Wall Street Journal. – Увеличение денежной массы по второму кругу – это пример того, что происходит, когда ФРС слишком сильно вмешивается в макроэкономику».
Другими словами, республиканцы требуют, чтобы врачи вернулись к практике лечения пациентов кровопусканием.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Даже в плохие времена кто-то должен платить
Возможно, республиканцы хотят подражать Европе. Выглядит так, как если бы они хотели управлять ФРС, словно это Европейский центральный банк. Что ж, мы сейчас видим, как хорошо работает ЕЦБ!
– С.Н., Нидерланды
Г-н Кругман, вы говорите, что Польша и Исландия извлекли выгоду из девальвации своих валют в худшие времена. Может быть, это и правда, но эта выгода была получена в ущерб другим странам. Так не является ли девальвация валюты политикой разорения своих соседей в ее самой жалкой форме?
– J., ФРГ
В Европе творятся нелепые вещи. Проблемные банки должны списать свои убытки либо полагаться на спасение правительством. Потратиться на некоторое облегчение долгового бремени Ирландии – это все же лучше, чем снова выручать банки. Как бы то ни было, нам приходится за все платить, и, как немец, я не надеюсь увидеть эти деньги снова. Такой позор.
– F., ФРГ
Меня заставляет содрогнуться мысль, что США, чья система свободного предпринимательства дала жизнь легендарной американской мечте, могут стать такими близорукими и зацикленными на себе по мере того, как республиканцы берут власть в Конгрессе в свои руки. Какую же страну республиканцы хотят оставить будущим поколениям?
– M. Sallem Chaudhry, Пакистан
Исландия бросила свою обанкротившуюся промышленность, финансы и вновь сосредоточилась на рыболовстве и туризме. Вероятно, то же самое будет происходить во многих странах в ближайшие 20 лет. Несомненно, страны будут прощаться с виртуальными отраслями, такими как финансы и спекуляции, и развивать реальные сектора, такие как сельское хозяйство и производство промышленных товаров. Поскольку финансовые активы больше не будут приносить доходов, деньги в ближайшие годы придется зарабатывать в реальном секторе, и ситуация в США не исключение.
– D., Новая Зеландия
Девальвация в Исландии сработала только потому, что она допустила банкротство собственных банков, но большинство стран, испытывающих финансовые проблемы в Европе, накопили кучу долгов, деноминированных в иностранных валютах или в евро. Так что девальвация на самом деле делает эти долги более дорогими. Выбор заключается не в том, девальвировать ли валюту или нет, а в том, допускать ли банкротство банков.
– А.,Франция
Исландия – это страна с примерно 300 тыс. жителей. Так что вряд ли ее можно считать ролевой моделью для более крупного государства.
– G., ФРГ