ANDREW TESTA FOR THE NEW YORK TIMES
Очевидно, что спасение Евросоюзом Ирландии не успокоило рынки, которые все еще остаются неустойчивыми, в то время как заимствования обходятся Дублину все дороже.
Трудно избавиться от ощущения, что европейские официальные лица, занятые выделением займов Ирландии, утратили почву под ногами.
Они знают, как решать проблемы с ликвидностью, но, похоже, не могут осознать, что для борьбы с финансовыми бедствиями Ирландии нужно сделать нечто большее, чем просто купить ей еще немного времени.
Получается, как если бы европейские руководители и ирландские официальные лица вели сейчас примерно такой диалог:
– Ирландия не может позволить себе выплатить эти долги.
– Вот вам кредитная линия.
– Нет, серьезно, нам просто не по карману расплатиться.
– Вот вам кредитная линия.
Это все равно что смотреть на автокатастрофу.
И, насколько я понимаю, европейское руководство все еще (все еще!) рассматривает нынешний кризис как проблему доверия, а не как более глубокую проблему, корни которой уходят в базовую структуру ирландской экономики. Спасение Ирландии, обошедшееся в 112 млрд. долл., не является таковым в обычном смысле этого термина. Тут мы имеем дело просто с соглашением о предоставлении кредита под более или менее приемлемые проценты.
Это довольно щедрый дар, поскольку Ирландия окажется в сложной ситуации без такого финансирования и ей придется платить очень высокие проценты, чтобы занимать на частном рынке. Но если мы задумаемся, почему это так, мы сможем также понять, почему спасение не сработает.
Учитывая, во что встанет спасение ирландских банков, и ущерб, который наносят экономике меры жесткой экономии, инвесторы испытывают вполне понятный скептицизм по поводу способности ирландского правительства выполнить обязательства по выплате долга. Вот почему процентные ставки высоки – чтобы компенсировать риск дефолта.
Далее процесс становится самодостаточным: более высокие ставки приводят к тому, что Ирландии все труднее выполнять обязательства перед кредиторами, что провоцирует новое повышение ставок, и так далее. Европейский план спасения лишь замыкает накоротко этот порочный круг.
Но план спасения сработает, только если порочный круг является проблемой как таковой, а не ее симптомом чего-то более серьезного. То есть он сработает, только если Ирландия действительно является лишь жертвой самоподогревающейся паники. А вот это трудно доказать.
В качестве альтернативы решению Ирландии гарантировать выплату всех долгов, прибегнуть к дичайшей экономии ради этого и, конечно же, сохранить евро в качестве валюты можно рассмотреть исландский подход. Он носит нетрадиционный характер и подразумевает реструктуризацию значительной доли долга, контроль за капиталом и проведение девальвации. И в результате Исландия в последнее время демонстрирует удивительную способность к оздоровлению экономики.
Так что если проблема не в доверии и ликвидности, что же тогда нужно Ирландии (и Греции, и Португалии)? Настоящее смягчение долгового бремени. Однако оно еще даже не обсуждается.
Ирландию, как ранее Грецию, сейчас избавляют от необходимости обращаться к рынку, но она все еще обременена чудовищным долгом (по оценкам, ее совокупный долг в конце следующего года все еще будет превышать 120% ВВП), который, вполне возможно, вырастет из-за дефляции и стагнации. Для Ирландии проблема попросту так и не была решена.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Выбор невелик: дефолт сейчас или дефолт чуть позже
Воистину ирландская традиция мученичества во имя великой цели снова вошла в моду, только теперь оно носит принудительный характер.
– S., Ирландия
Если Ирландия объявит о дефолте или откажется от евро, все ее банки разорятся. И что тогда будет со сберегательными счетами простых людей? Любые правительственные гарантии в этом случае окажутся бесполезными. Плюс, поскольку уровень безработицы уже очень высок и продолжает расти, любое новое экономическое потрясение будет иметь разрушительные последствия для страны, и хаос будет только усиливаться.
– Ed, Великобритания
Ирландским банкам нужно разорение, и лучше, если это произойдет как можно раньше.
Страна связала своих граждан по рукам и ногам плохими долгами банков точно так же, как это сделали Греция и США. Если другие страны хотят оздоровления глобальной экономики, нам нужно снять Ирландию с крючка.
– A., Греция
Соглашаясь на меры экономии, навязываемые им Европейским центральным банком, ирландские налогоплательщики несут наказание за действия самого ЕЦБ. В конце концов именно ЕЦБ помогал надувать пузырь в сфере недвижимости в Ирландии. Затем немецкие и британские банки усугубили ситуацию, безответственно давая кредиты ирландским банкам. Спасение Ирландии, которое на самом деле является спасением британских и немецких банков, лишь показывает малым странам, что ЕС действует в интересах своих более крупных и экономически развитых членов.
– Leo, Ирландия
Гораздо лучше печатать свои собственные деньги, как в США или Исландии, чем оказаться в положении Ирландии, которая заперта в одной клетке с Медузой горгоной – безработицей, вызванной привязкой к евро.
– Halldorj, Исландия
Нельзя жить только за счет банковского сектора и морских перевозок, как это делает в значительной степени Ирландия. Нужно производить товары, которые люди захотели бы купить. Это базовый экономический принцип.
Однако за исключением Германии, Франции и Скандинавии Европа не производит того, что люди хотят купить, и поэтому у нее серьезные проблемы.
В конце концов когда в последний раз вы видели в магазине европейский товар, произведенный не в Германии?
– Peter C., Канада