Покупатели с набитыми доверху тележками ждут в очереди в супермаркете Wal-Mart в городке Шугар Лэнд, штат Техас.
ФОТО MICHAEL STRAVATO FOR THE NEW YORK TIMES
Нет никакой нужды пародировать американских политиков, они сами прекрасно с этим справляются.
Возьмите, например, республиканца Эрика Кантора, конгрессмена из Виргинии, который, вполне вероятно, станет в январе лидером большинства в Палате представителей и который отверг идею введения в США налога на добавленную стоимость, поскольку-де это звучит слишком по-европейски.
«Я не думаю, что кто-либо из нас хочет, чтобы мы двигались по пути превращения в социальное государство наподобие других стран мира», – заявил г-н Кантор совету директоров Wall Street Journal 16 ноября.
Неужели он думает, что европейцы влачат жалкое существование?
В США уже ощущается противодействие инициативе по борьбе с дефицитом, с которой выступила двухпартийная группа во главе с Питом Доменичи, бывшим сенатором-республиканцем, и Элис Ривлин, экспертом по бюджетным вопросам из Демократической партии. Этот план предполагает введение значительного налога на добавленную стоимость, который похож на налог с продаж, но вместо этого взимается в несколько приемов по мере того, как товары производятся и движутся на рынок.
Правы те, кто говорит, что налоги с продаж – это регрессивные налоги, имея в виду, что люди с более низкими доходами отдают больший процент, чем те, у кого более высокие доходы. Но хотя у меня не было времени проанализировать проблему целиком, с моей точки зрения, налог с продаж – это еще не повод, чтобы отказываться от идеи введения НДС.
Почему? Многие европейские страны используют этот вид единого налога на товары и услуги, и мы знаем, что многие страны с развитыми системами соцобеспечения, такие как Швеция и Финляндия, полагаются на налоги с потребления как главный источник доходов бюджета.
Люксембургское исследование доходов за 2009 год показывает, что страны с более развитыми системами социального обеспечения имеют менее прогрессивную налоговую систему, чем те, у которых она слабее (например, США).
Прогрессивные налоги предполагают более высокие ставки для граждан с высокими доходами и более низкие – для граждан со скромными доходами (как это происходит в случае с подоходным налогом в Америке).
Есть много книг, согласно которым вовсе не случайно, что в США из-за отсутствия общенационального налога с продаж политика сводится к спорам о категориях налогообложения, а это в конечном счете не может сильно помочь решению проблемы неравенства доходов.
Но в Европе есть универсальные налоги, и в результате политика сводится к выяснению того, кто получит помощь, что имеет гораздо большее значение, особенно для тех, кому повезло меньше остальных.
Есть даже аргумент, что наша уникально слабая система соцобеспечения не отражает культурные и расовые барьеры, существующие в США, потому что у нас нет общенациональных налогов на потребление.
Все это наводит меня на мысль, что если мне надо будет смириться с несколько регрессивным налогом на добавленную стоимость в обмен на гарантии достойной пенсии и всеобщего медицинского страхования, то я соглашусь на это.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Налог, который забирает у бедных и отдает богатым
Страны с высокими налогами с продаж действительно имеют мощные системы соцобеспечения. Но, поскольку по Европе сейчас рыщут сторонники жесткой экономии, борясь за сокращение налогов на богатых и сокращение поддержки для бедных, такие страны превращаются в вымирающий вид. Поддержка в США идеи введения регрессивного налога с продаж только отвлечет от главного – повышения налогов на богатых и более активного расходования бюджетных средств, чтобы стимулировать экономику.
– Без имени, Швейцария
Г-н Кругман, если вы хотите, чтобы правительство обеспечило такие общественные блага, как бесплатное здравоохранение и высшее образование, его доходы должны быть увеличены за счет налогообложения большего числа людей, потому что в США недостаточно богатых, чтобы оплатить такие социальные программы. К сожалению, предвыборная программа президента Обамы убедила американцев, что средний класс платит слишком много налогов, в то время как люди с высокими заработками и корпорации платят слишком мало. Так что налог на добавленную стоимость вряд ли станет реальностью в ближайшее время. Почему? Американцы любых политических убеждений хотят получить что-то, не отдавая взамен ничего.
– C., Лондон
Г-н Кругман, вы сильно недооцениваете опасность, которую создаст введение НДС в США. Средний класс смирится с таким налогом, только если он будет уравновешен мощной системой соцобеспечения.
Однако какова вероятность, что в США введение НДС будет сопровождаться мерами по развитию системы соцобеспечения?
– G., Германия
Налоги на потребление, может, и регрессивные, но важно отметить, что эта регрессивность возникает из-за неравенства в доходах налогоплательщиков.
В Швеции многочисленный средний класс и разница между богатыми и бедными гораздо меньше, чем в США.
– David Burman, Швеция
После налога на выбросы углерода идея ввести НДС – одна из самых разумных из высказанных здесь. В Канаде НДС был введен в 90-е годы, и это преобразило страну, у которой был почти такой же госдолг, как у Греции. А теперь это вторая по мощи экономика в G20.
А люди с более низкими доходами получают компенсации, так что основная нагрузка ложится на тех, кто больше всего потребляет.
– John Frodo, Торонто