BLEIBEL/AL-MUSTAQBAL – BEIRUT, LEBANON/CARTOONARTS INTERNATIONAL/THE NEW YORK TIMES SYNDICATE
Ведущие государства ЕС одержимы идеей оживления и укрепления пакта о стабильности евро, что означает введение более жестких ограничений на размер бюджетного дефицита стран-членов.
Спустя месяцы ожесточенных споров по поводу того, следует ли наказывать те страны зоны евро, которые не сумели сократить дефицит бюджета до разумных пределов, канцлер Германии Ангела Меркель и французский президент Николя Саркози наконец договорились о введении системы санкций, призванных предотвратить новые долговые кризисы, подобные греческому.
Их договоренность дает ряду политиков полномочия блокировать подобные санкции. Обозреватель Financial Times Вольфганг Мунхау в своей статье от 24 октября недоумевает по поводу одержимости Европы. «Ирония заключается в том, что пакт, какую бы форму он ни принял, не имеет особого значения для будущего еврозоны, – пишет он. – Возможно, это шокирующее заявление. Но взгляните на доказательства. Вопреки сложившемуся мнению, бюджетное расточительство сыграло лишь незначительную роль в возникновении долгового кризиса в еврозоне. Сменявшие друг друга греческие правительства действительно жульничали, но, по моим данным, это отчасти происходило с ведома высокопоставленных европейских чиновников, вовлеченных в процесс. Они решили не применять пакт по политическим причинам».
«А что касается Испании и Ирландии, то они вообще не нарушали никаких правил и таким образом никогда не были объектами санкций – ни автоматических, ни каких-либо других», – отмечает г-н Мунхау.
Чего г-н Мунхау не сказал (хотя он это скорее всего понимает), так это того, что мы имеем случай «мальчишки с молотком», для которого все что угодно является гвоздем.
Банкиры и экономисты обожают, просто обожают отчитывать кого-нибудь за нарушение бюджетной дисциплины. Дефициты – это то, что доступно их пониманию. Кроме того, критикуя дефициты, данные эксперты выглядят высокоморальными и ответственными людьми. Согласно этой точке зрения, все вели себя безрассудно, и теперь есть только один выход.
В итоге, вместо того чтобы принять во внимание всю сложность нынешних экономических проблем (таких, например, как разгул теневого банкинга), многие из этих людей предпочтут читать правительствам нотации по поводу дефицита бюджетных средств.
Ранее в этом году мне было полностью очевидно, что эти Очень Серьезные Люди в некотором смысле чересчур обрадовались греческому долговому кризису.
Наконец-то появилась тема как раз для них. Перед ними была замученная долгами страна, вынужденная идти на серьезное сокращение бюджетных расходов, чтобы не допустить роста процентных ставок. А после того как шумиха вокруг Греции стихла, они захотели «эллинизировать» все вокруг.
Эти люди были очень разочарованы, что процентные ставки в США так и не сделали резкого скачка вверх.
Итак, европейцы одержимы пактом о стабильности? Ну что ж, это гораздо приятнее, чем выяснять, как заставить евро работать.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Нарушая правила, можно сорвать банк
Нельзя говорить, что расточительное отношение к бюджетным средствам сыграло лишь незначительную роль в зарождении греческого долгового кризиса. Грецию пришлось спасать от дефолта, а Испанию и Ирландию – нет. И теперь, после того как европейские правительства целое десятилетие не принимали пакта о стабильности евро всерьез, они наконец начинают понимать, что укрепление соглашений о финансовой безопасности может иметь смысл. Жаль, что для этого им потребовалось столкнуться с кризисом.
– J., Люксембург
Здесь, в Швейцарии, госбюджет с профицитом, а швейцарский франк крепок. ЕС хотел бы, чтобы аналогичная ситуация была с евро, но такое возможно, только если будут одобрены более жесткие правила в сфере кредитно-денежной политики. В силу культурных различий между еврозоной и США Европа будет долго решать, что делать, и в итоге найдет вариант, устраивающий всех, тогда как в США в таких случаях сильные лидеры просто приказывают предпринять решительные шаги. Я больше доверяю европейскому подходу, а экономические успехи докажут нашу правоту.
– M., Швейцария
Г-н Кругман, я согласен с вами. Вся эта дискуссия слишком зациклена на пакте о стабильности евро, особенно в Германии. Хотя стабильность – это здорово, если государства – члены еврозоны конкурируют между собой за прибыли, которые получает европейская финансовая система. Я думаю, что много лет назад идея создать евро казалась отличной, но никто так и не удосужился продумать все нюансы.
– M.D., Германия
Г-н Кругман, я согласен с вами, что многие Очень Серьезные Люди используют экономический кризис, чтобы пропагандировать свои идеологии. Хотя худшими примерами в данном случае являются бюджетные ястребы из Республиканской партии США, которые отказываются поддерживать что бы то ни было, кроме сокращений налогов, и британские консерваторы, решившие, что увольнение в разгар спада 500 тыс. госслужащих – это хорошая идея.
– H., Германия
Я бы хотел отметить, что первыми странами, которые нарушили свод правил, обеспечивающих стабильность евро, были Франция и Германия. Как всегда, богатые страны могут нарушать любые правила, какие хотят, не боясь наказания.
– J., Техас