0
2697
Газета Блог Пола Кругмана Интернет-версия

25.10.2010 00:00:00

Друзья, римляне, соотечественники… Нас разделяют века

Тэги: сша, кризис


сша, кризис LONNIE SCHLEIN/ THE NEW YORK TIMES
Зловещее сравнение Древнего Рима с США – мнение распространенное, но неверное.

В своей колонке для New York Times от 2 октября Томас Фридман цитирует отрывок из книги Льюса Мамфорда The Condition of Man, посвященной упадку Древнего Рима, и проводит параллели с ситуацией, в которой находятся сейчас США.

Фридман сообщает, что почувствовал, как холодок пробежал у него по спине, когда он прочитал эту работу в Риме: «Каждый был нацелен на безопасность, никто не брал на себя ответственность. Еще задолго до того, как варварские нашествия сделали свое дело, а экономическая дезорганизация приобрела серьезные масштабы, Риму не хватало внутренней динамики. Он жил ненастоящей жизнью, лишь бы продержаться. Безопасность стала лозунгом. Как если бы стабильности в жизни можно было добиться иначе, чем через постоянные перемены, а безопасности – без повседневной готовности рисковать».

В этом сравнении используется известный художественный прием, и я не против того, чтобы Фридман взял его на вооружение. Но я полагаю, нам следует помнить, что римское общество серьезно отличалось от всех современных аналогов. Когда кто-то пытается увидеть мораль в упадке Рима, он редко учитывает реалии древних времен.

Так случилось, что недавно я прочитал книгу Эдриана Голдсуорси «Как пал Рим: смерть сверхдержавы». Я по достоинству оценил нежелание автора осовременивать Древний Рим и его заботы. Главный тезис Голдсуорси – империю сломили гражданские войны, силы Рима иссякли из-за бесконечной череды восстаний на фоне попыток местных командиров захватить власть.

Важно, что эти гражданские войны велись не по идеологическим, националистическим причинам или иным поводам, которые мы могли бы попробовать проецировать на древних. Речь просто-напросто шла о личных амбициях.

Но как же при этом империи вообще удалось достичь золотого расцвета? Какую-то роль сыграли удача, ряд неплохих императоров, например. А отчасти это произошло из-за того, что некоторые бездетные императоры брали в наследники компетентных людей.

Но, кроме того, стабильность в основном зависела от того, хватало ли образованных людей в руководстве (и здесь Голдсуорси блестяще отбрасывает в сторону политкорректность, желая увидеть мир таким, каким он был).

Пока члены привилегированных, богатых старинных сенатских семей были единственными претендентами, игра была относительно ограниченной и стабильной. Как только, казалось бы, бессмысленная роль наследной аристократии полностью изжила себя, римское общество стало смертельной свалкой.

Так можем ли мы провести какие-то аналогии с США?

Что ж, полагаю, что в некоторой степени есть сходства с беспощадной политикой и упадком старого истеблишмента. Но если США переживают спад (а мы действительно находимся в падении!), у нас все происходит по-своему, а не в римском стиле.

КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM

Эмпирические доказательства повсюду

Господин Кругман, я согласен, что Соединенные Штаты – это не Рим. Но я не согласен с утверждением, что демократизация дестабилизировала древнюю империю. Думаю, что причина была в той же проблеме, которая дестабилизирует сейчас США: дело в системе, в которой победитель получает все, когда власть предержащие могут награбить столько, что через несколько лет они становятся беспардонно богатыми, способными покупать политиков и пользоваться иммунитетом от любых правовых процедур и наказания. Как в случае с Уолл-стрит.

– Stephen Heyer, Австралия

У меня создается впечатление, что жители крупных стран часто считают себя современными аналогами обитателей великой империи, закат которой несомненно возвестит о начале некой эпохи темных времен. Подозреваю, что после такой неуместной гордости за свои достижения перспектива потерь действительно должна вызывать тревогу.

– C., Ирландия

Господин Кругман, США определенно переживают спад иначе, чем Рим. У нас просто временный переходный период, ставший результатом высоких налогов на всех уровнях и чрезмерного бремени регулирования. Мы снова встанем на свой путь, когда кейнсианская экономика перестанет быть популярной, а образование, креативность и предпринимательство вновь начнут ценить.

– K., Калифорния

Господин Кругман, полагаю, что империя распалась, поскольку римляне сошли с ума, когда в их организм попал свинец из их же водоводов. Американцы с тем же успехом смотрят телеканал Fox News.

– Michael Slavitch, Канада

Полагаю, что Древний Рим служит идеальным примером для сравнения с Соединенными Штатами Америки. Только посмотрите на семьи, которые в течение долгого времени имели огромный контроль над политикой, такие как Кеннеди и Буши. Обратите внимание и на то, как личные амбиции сотрудников Уолл-стрит разрушают средний класс.

– V., Торонто


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Депутаты выступили за возвращение пионерлагерей

Депутаты выступили за возвращение пионерлагерей

Иван Родин

Для детских учреждений летнего отдыха предлагают единую систему воспитания

0
135
Промышленность не подает признаков структурной модернизации

Промышленность не подает признаков структурной модернизации

Ольга Соловьева

У российских предприятий сохраняются досанкционные приоритеты

0
274
Поощрения для заключенных законом уже предусмотрены

Поощрения для заключенных законом уже предусмотрены

Екатерина Трифонова

Однако в практической работе по перевоспитанию доминирует система взысканий

0
242
Россия готова к жертвам на нефтяном рынке

Россия готова к жертвам на нефтяном рынке

Анастасия Башкатова

ОПЕК+ решит, стоит ли увеличивать добычу в декабре

0
368

Другие новости