VAN DAM/LANDSMEER,NETHERLANDS/CARTOON ARTS INTERNATIONAL/ THE NEW YORK TIMES SYNDICATE
Китайские официальные лица делают все больше возмутительных и нелепых заявлений в ответ на растущую критику валютной политики КНР.
В своей речи 6 октября в Брюсселе премьер-министр Китая Вэнь Цзябао предупредил, что слишком быстрый рост юаня неизбежно приведет к волнениям в стране: «Многие из наших экспортных компаний закроются, рабочие-мигранты будут вынуждены вернуться в свои деревни». «Если Китай столкнется с социальной и экономической нестабильностью, это станет катастрофой для мира», – сказал он.
Но другие развивающиеся страны пережили подорожание своих валют, так каким же образом умеренный сдвиг Китая в том же направлении может стать «катастрофой для мира»?
Судя по растущей интенсивности протестов со стороны КНР, в мире, похоже, достигнут консенсус по поводу того, что нужно усилить международное давление на Пекин. Но как это сделать?
Колумнист Financial Times Мартин Вольф, который в своей последней статье отметил, что валютная война с Китаем практически неизбежна, в целом согласен со мной по экономическим вопросам, но он призывает использовать финансовые рычаги вместо торгового давления.
Я не совсем понимаю те альтернативные предложения, с которыми он выступает вместе с такими экспертами, как Фрэд Бергстен, директор Peterson Institute for International Economics в Вашингтоне, или Даниэль Грос, директор расположенного в Брюсселе Центра европейских политических исследований (ЦЕПИ).
Г-н Бергстен призвал в опубликованной 3 октября в Financial Times статье к проведению компенсирующей интервенции, указав, что по мере того, как «Китай или Япония скупают доллары, чтобы их валюты оставались существенно недооцененными, США следует выбрасывать на рынок аналогичное количество долларов, чтобы отыграть ситуацию в обратную сторону». Но как это будет работать?
Китайская интервенция столь эффективна благодаря контролю за движением капитала, который ограничивает объем иностранных инвестиций, поступающих в страну. Г-н Грос в своем сентябрьском посте, размещенном на сайте ЦЕПИ, отметил: «Контроль за движением капитала в Китае не дает США, Японии и Европейскому центральному банку предпринять ответные меры; не существует значительных юаневых активов, в которые иностранцы могли бы инвестировать средства».
Вместо этого г-н Грос предлагает ограничить приобретение китайцами американских активов. Но как США могут это сделать? Они могут лишить Китай права покупать их долговые обязательства на долговых аукционах, но как помешать Китаю покупать эти облигации на вторичном рынке?
Даже если Конгресс США введет такое правило, почему бы китайцам просто не начать отмывать деньги через офшорные хедж-фонды? Учитывая отсутствие в США мощных механизмов контроля за движением капитала, создание которых стало бы более значимым шагом, чем компенсирующие тарифы, я просто не понимаю механизма этого возмездия.
Похоже, что люди ищут безопасные пути решения этой проблемы, но таковых не существует.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Кто же настоящий беспредельщик?
Г-н Кругман, вы делаете все более возмутительные и нелепые заявления, когда дело касается Китая. Почему вы полагаете, что наша валютная политика стала причиной экономических трудностей США? Разве это поможет американскому народу восстановить экономику, если юань подорожает до уровня, который вы считаете удовлетворительным? А что, если в результате подорожания юаня с китайской экономикой случится катастрофа и придется закрыть множество заводов, а бесчисленные рабочие окажутся на улице? Действительно ли это хорошо для США?
– Без имени, Китай
Если США лишат Китай возможности покупать их гособлигации, кто будет покрывать дефицит американского бюджета? У какой еще страны есть ресурсы, чтобы купить облигаций на 1 трлн. долл.? А что насчет дешевых китайских товаров, к которым уже пристрастилась Америка?
– R.K., Мумбаи
Г-н Кругман, если просто введем пошлины на импорт из КНР, то Америка таким образом будет третировать бедных рабочих, получающих по доллару в час. Если же мы попытаемся заблокировать потоки капитала, мы можем напрямую ударить по валютным манипуляциям. Китай или любую другую страну, которую США подозревают в манипуляциях с валютой, можно внести в список, запрещающий американским компаниям иметь с ними дело. Любого, кто попытается создать подставной фонд, чтобы действовать в интересах Китая, можно будет легко вычислить.
– R., Вашингтон
Г-н Кругман, несмотря на ваши сомнения по поводу предложения г-на Гроса, важно понимать, что китайцам можно помешать покупать американские облигации путем введения санкций против любых финансовых институтов, которые будут им их продавать. Так что, хотя предложение г-на Бергстена представляется скорее символическим, идея г-на Гроса имеет шанс стать весьма эффективной.
– M., Токио
Если предложение, аналогичное сделанному г-ном Гросом, удастся реализовать так же, как закон 1995 года о санкциях против Ирана, который запретил любые американские инвестиции в экономику Ирана и Ливии, то мне кажется, что оно может принести успех. Когда я работал в Европейском инвестиционном банке в Лондоне, я заметил, что благодаря этим мерам любой американец из числа занятых в Сити, тщательно избегал участия в транзакциях, касающихся Ирана.
– Bena Gyerek, Лондон