CUMMINGS/WINNIPEG FREE PRESS – WINNIPEG, CANADA/CARTOON ARTS INTERNATIONAL/THE NEW YORK TIMES SYNDICATE
Из-за плохой политики и плохих идей экономически развитым странам, похоже, предстоит пережить продолжительный период (может быть, даже десятилетие) слабого роста, высокой безработицы и низких процентных ставок.
У развивающихся стран, таких как Бразилия, дела идут гораздо лучше, отчасти потому, что они предлагают большие возможности для инвесторов. У них также нет таких проблем с балансом, как у более богатых государств. Развивающиеся рынки накапливали резервы, избегая заимствований в иностранной валюте, избавившись благодаря этому от многих своих прежних слабостей.
Так чего нам теперь следует ожидать?
Давайте рассмотрим в качестве индикатора эффективные валютные курсы (рассчитанные по отношению к корзине валют с поправкой на инфляцию). График на этой странице показывает динамику курса бразильского реала начиная с января 2007 года (приблизительно в это время начали всерьез сдуваться экономические пузыри).
В качестве контрольной точки возьмем курс китайской валюты. Мы можем видеть, что Бразилия пережила короткий период быстрого падения курса, совпавший с периодом паники после краха ипотечного банка Lehman Brothers, когда всем нужны были только американские долговые облигации. Но после этого покупательная способность бразильской валюты значительно выросла.
К настоящему моменту все осознали, что экономически развитые страны пережили серьезный шок, вызванный негативным спросом, который, возможно, продлится очень долго, и сейчас для них велик риск оказаться в ловушке ликвидности. Это означает, что в данных странах инвесторы могут ожидать низких процентных ставок и низкой отдачи от инвестиций. Отсюда следует, что огромные потоки капитала хлынули в такие развивающиеся страны, как Бразилия, которые не пострадали от столь сильного шока. Но теперь вопрос заключается вот в чем: следует ли странам типа Бразилии беспокоиться из-за укрепления их валют? Насколько я могу судить, это может быть проблематично по двум причинам.
Во-первых, повышение обменного курса ведет к снижению спроса и таким образом к большему дефициту платежного баланса – дисбаланс, который возникает, когда объем импорта превышает объем экспорта, что заставляет страну накапливать долг. До определенного момента этого можно избегать за счет сокращения внутренних процентных ставок. Но если способствующий сжатию эффект достаточно силен, он может загнать развивающиеся рынки в их собственные ловушки ликвидности. В сущности, 33 государства – члена Организации экономического сотрудничества и развития могут экспортировать ловушку ликвидности в развивающиеся страны посредством потоков капитала.
Во-вторых, может снова возникнуть «глобальный переизбыток сбережений» – это термин из речи, с которой в 2005 году выступил глава Федеральной резервной системы Бен Бернанке. Вместе со своей женой Робин Уэллс я доказывал, что переизбыток сбережений был вызван в значительной степени излишками капитала в развивающихся странах, а это, в свою очередь, стало, возможно, главной причиной возникновения пузыря на рынке недвижимости в Северной Америке и некоторых странах Европы.
В сентябрьском выпуске New York Review of Books мы объяснили, что в прошлом развивающиеся страны имели дефицит в торговле с развитыми государствами, поскольку им приходилось закупать товары, необходимые для начала собственного экономического развития, например, промышленное оборудование. Однако в 90-х годах некоторые развивающиеся страны имели огромное положительное сальдо торгового баланса с развитыми экономиками, что позволило им накопить иностранные активы как гарантию на случай финансового кризиса. Когда эти страны скупали огромное количество активов и долговых обязательств в государствах вроде США, Великобритании и Испании, это означало огромный приток капитала.
В долгосрочном периоде это привело к снижению процентных ставок в США и странах Европы.
В свою очередь, цены на недвижимость выросли гораздо сильнее, чем должны были, и возник пузырь.
Может ли новая версия глобального переизбытка сбережений, вызванного упавшим спросом на севере, привести к схожим неприятностям в развивающихся странах?
Это заставляет задуматься.
Источник данных: МВф и Центральный банк Бразилии ФОТО NEW YORK TIMES |
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Экономическое лидерство несет с собой не только привилегии
Г-н Кругман, мы в Южной Америке знаем, что делаем. В конце концов мы начали проводить ту политику, за которую вы все время ратуете, еще восемь лет назад. Пока при Буше-младшем США мямлили, прокейнсианские правительства процветали. Кроме того, сырьевые товары всегда пользуются спросом, даже в условиях глобальной экономической депрессии. А продовольствие – это одновременно наш главный экспортный товар и основной двигатель экономики.
– M., Колумбия
Укрепление валюты дает одно большое преимущество Бразилии, Китаю и другим странам: импортные средства производства становятся гораздо дешевле. Если вы живете в быстро развивающейся стране, которой нужно современное оборудование из США и Европы, укрепление национальной валюты – отличная штука.
– M., Бельгия
Возникновение ловушки ликвидности в Бразилии представляется крайне маловероятным, поскольку ожидается, что в текущем году ее ВВП вырастет на 7%, а прогнозы по инвестициям вплоть до 2013 года весьма позитивные.
– Y., Бразилия
Поскольку в развивающемся мире множество еще не реализованных инвестиционных возможностей, там имеется значительный спрос на финансовые ресурсы.
Следовательно, направляемые туда сбережения скорее всего принесут значительную прибыль, в то время как сбережения времен первого «переизбытка» шли преимущественно на потребление, которое не приносит особой отдачи.
– Owe Jessen, Германия