SAKAI/KAGOSHIMA PREF. – JAPAN/CARTOONARTS INTERNATIONAL/ THE NEW YORK TIMES SYNDICATE
История экономических проблем Японии имеет множество нюансов, однако ее незаслуженно характеризуют как страшную.
Поразительно, насколько большую роль в спаде, который Япония переживает с начала 90-х годов, сыграла не экономика, а демография.
Я не первый, кто это заметил, но эта мысль пришла мне в голову, потому что я недавно познакомился со сборником экономической статистики Total Economy Database, подготовленным голландским Groningen Growth and Development Center. Я выяснил, что в 1992 году в Японии ВВП на душу населения составлял 88% от аналогичного показателя в США, а к 2007 году (в канун глобального экономического кризиса) он упал до 76%.
Звучит невесело. Так оно и есть.
Но примерно на две трети этот спад был вызван старением японской рабочей силы.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития, люди трудоспособного возраста (между 18 и 65 годами) в 1992 году составляли 69,7% населения Японии. В США этот показатель в то время был на уровне 65,5%.
К 2007 году в Японии доля трудоспособного населения сократилась до 64%, а в США она, наоборот, выросла – до 67%.
Очевидно, что демография сыграла большую роль, хотя это еще не все.
Япония также страдает от недостаточного спроса, и поэтому она сталкивается с устойчивой дефляцией. По этой же причине все меньше рабочих могут рассчитывать на длительную занятость, растет безработица, в то время как количество рабочих часов сокращается.
Проблемы Японии со спросом не были такими серьезными, как можно подумать, изучая динамику ее ВВП. Снижение ВВП скорее всего произошло бы, даже если японская экономика сумела избежать дефляционной ловушки – когда из-за падающих цен потребители и производители менее охотно тратят деньги, потому что они ожидают дальнейшего снижения цен и затрат, усугубляя тем самым спад. В случае с Японией результатом стала экономическая депрессия, хотя официально в стране все в порядке.
По той же причине бюджетная политика Японии не была полностью провальной, как считают некоторые экономисты и правительственные чиновники. Японцам не удалось добиться самоподдерживающегося роста, потому что эта политика никогда не была достаточно действенной, чтобы восстановить полную занятость и вытянуть экономику из дефляции.
Но эта политика тем не менее держит экономику на плаву.
История Японии, конечно, не похожа на сказку, но она и не так ужасна, как вы, возможно, слышали. И уж, конечно, она не так ужасна, как вас хотели бы убедить некоторые политики.
А учитывая, как мы в США реагировали на проблемы с нашим собственным пузырем, мне кажется, американцам не следует слишком строго судить японцев.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Приближаясь к предельной точке
Если Япония страдает от недостаточного спроса, то кто же решает, какой спрос является достаточным?
Неужели так трудно поверить, что Япония приближается к нирване, о которой Джон Мейнард Кейнс писал в своем эссе «Экономические возможности для наших внуков» и в которой накопление богатства более не имеет большого социального значения?
Возможно, однажды будет действительно достаточно, и нам больше не придется доказывать свою полезность, трудясь безостановочно ради того, чтобы заработать больше денег на покупку новых товаров. Возможно, когда такой день наступит, мы все будем выглядеть так, как сейчас выглядит Япония.
– David S., Брюссель
Эта тема не нова. Любой, кто побывал в Японии и видел тамошнее трудоспособное население, знает, что эта страна сталкивается с демографическими проблемами.
В Индии же очень трудно найти кандидата на замещение вакансии, у которого опыт работы был бы больше 10 лет, так что это немного шокирует, когда в Японии большинство работников имеют два-три десятка лет стажа.
– R.R., Индия
Макроэкономическая политика Японии была нерешительной и медлительной.
Правительство и Банк Японии должны быть гораздо более агрессивными в борьбе с дефляцией и стагнацией.
Однако политики озабочены сверх меры бюджетным дефицитом и ухудшающимися прогнозами роста. У нас в Японии высокая норма сбережений и активное сальдо торгового баланса, так что стимулирование внутреннего спроса совершенно очевидно является выходом из ситуации, но нам нужно иностранное давление, чтобы оживить больную экономику. Так что в этом плане, г-н Кругман, я прошу, чтобы вы были очень строги с японцами.
– Tomo Nakamaru, Токио
Для многих из нас, живших в Японии во времена экономического пузыря, жизнь теперь лучше, чем она была до краха.
Большинство потребительских товаров теперь стали гораздо доступнее, выбор больше, а дефляция делает тощую зарплату куда более приличной. И я благодарен за все эти преимущества.
– A., Токио