HAJO/AMSTERDAM, NETHERLANDS/CARTOONARTS INTERNATIONAL/THE NEW YORK TIMES SYNDICATE
В мае я обрушился с критикой на прогноз, который Организация экономического сотрудничества и развития сделала сразу после того, как она предложила Федеральному резерву США повысить процентные ставки.
Почему я так поступил? Некоторые начали подозревать, что на горизонте маячит инфляция.
К сожалению, ОЭСР, штаб-квартира которой находится в Париже, является центром традиционного мышления. И поэтому она добросовестно повторила мысль о том, что развитым странам следует начать сокращать расходы и (что примечательно) немедленно повысить процентные ставки. Как я тогда отметил, в этом не было смысла даже в свете собственных прогнозов ОЭСР, которые обещали, что в предстоящие годы безработица в США останется очень высокой, а инфляция будет очень низкой. По существу, если ОЭСР предсказывала, что к концу 2011 года безработица составит 8,4%, а инфляция – 1%, то повышение процентных ставок в 2010 году стало бы попранием всего, что мы знаем о разумной финансовой политике.
ОЭСР так никогда и не объяснила, почему нужно урезать бюджет в разгар глубокой экономической депрессии. Хотя она и делала неясные ссылки на доверие рынков. Теперь же, спустя четыре месяца, ОЭСР передумала. Может быть, подождать с повышением ставок – говорится в ее последнем прогнозе, опубликованном 9 сентября. А если дела пойдут совсем плохо, то, может быть, не спешить с бюджетной экономией.
Так почему же ОЭСР дала обратный ход? Этот новый доклад был подготовлен в связи с изменением прогноза для семи крупнейших экономик мира. Согласно докладу: «Недавние высокочастотные индикаторы указывают на замедление темпов восстановления мировой экономики, что более отчетливо выражено, чем предполагалось ранее. На этом фоне и в соответствии с используемыми ОЭСР краткосрочными моделями прогнозирования рост экономик стран G7 может во второй половине текущего года замедлиться до 1,5% в годовом исчислении. Тем не менее имеет место значительная неточность прогноза, возникающая из-за сочетания слабых и сильных сторон».
Но замедление, которое мы сейчас наблюдаем, не является неожиданностью. Все, кто серьезно относится к кейнсианскому подходу, давно уже беспокоились по поводу второй половины 2010 года. В декабре прошлого года я указал, что эффект, который стимулирование оказывает на ВВП, носит характер перевернутой латинской буквы «U»: воздействие на уровень ВВП достигает пика в самой верхней части кривой, а пиковый эффект для роста наступает раньше – до того, как кривая выравнивается. Когда бюджетные вливания прекращаются, эффект для роста становится негативным.
В мае ОЭСР реагировала на социальное давление вместо того, чтобы руководствоваться экономической логикой. Все правые требовали немедленной экономии, без всяких объяснений. И ОЭСР поддалась. Теперь же плохие экономические новости заставили эту организацию понять, что нет никаких аргументов в поддержку этой позиции.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Экономический прогноз: пасмурно
Примечательно, как много институтов дискредитировали себя за время этого экономического кризиса – Республиканская партия, значительная часть Демократической партии, большинство европейских политиков и огромное количество экономистов.
Хотя я по-прежнему верю, что с мировыми экономическими проблемами можно справиться, все летит в тартарары, когда фашизм или любой другой вид политического экстремизма начинает поднимать голову.
Я жил при социализме и при социал-демократах, и я изучал бесчеловечный рыночный капитализм, который существует в современном мире. Если бы пришлось выбирать между жизнью при социализме или при рыночном капитализме, без социальных гарантий и государственного регулирования экономики, я бы с улыбкой на лице проголосовал за социализм.
– T., Slovenia
Значит, Организация экономического сотрудничества и развития реагирует на социальное давление, а не на экономическую логику? Что должно произойти, чтобы люди поняли, что такое заявление должно вызвать панический страх? Люди, управляющие мировой экономикой принимают решения, исходя из тех же принципов, которые действуют во время конкурсов в старших классах школы. Где же общественное возмущение? Макроэкономика переживает темные века именно потому, что никого никогда не увольняли за допущенные чудовищные ошибки!
– J.H., France
Что касается ОЭСР, нам повезло увидеть разницу между интеллектуальной бюрократией, которая действует на основании объективных данных и способна признавать просчеты и учитывать реальное положение вещей, и политически-мотивированной бюрократией, создающей собственную реальность и демонстрирующей тем самым свое интеллектуальное банкротство.
– R.L., Texas
Господин Кругман, прогрессивные деятели вроде вас думают, что именно комитеты, состоящие из профессоров Принстонского университета, а не рынки, должны контролировать любые аспекты жизни людей. И тем не менее вы постоянно жалуететесь на тупость других подобных комитетов – в последнем случае на комитет под названием ОЭСР.
– S., Florida