ФОТО JOSH ANDERSON FOR THE NEW YORK TIMES
Предложение президента Обамы выделить 50 млрд. долл. в качестве новой меры стимулирования для борьбы с замедлением экономического оздоровления – хорошая идея. Но этого мало. Когда я услышал цифру, то у меня вырвалось: «Эх».
В любом случае маловероятно, что предложение будет одобрено. Хотя мне интересно, почему администрация не выдвинула более крупный план, чтобы показать, что республиканские законодатели встают на пути крайне необходимого восстановления дорог, портов, коллекторов и др., не говоря уже о создании рабочих мест.
Но помимо прочего эта новая инициатива дает мне шанс поговорить о своей любимой мозоли – глупой консервативной позиции, согласно которой всегда лучше стимулировать экономику путем налоговых послаблений, поскольку граждане знают лучше, чем правительство, как потратить свои деньги.
Экономическая наука учит нас, что есть вещи, которые правительство должно обеспечить, а именно – общественные блага, которые невозможно отдать на откуп рынку. Предположим, что мы собираемся пустить в дело 50 млрд. долл. финансовых ресурсов, которые иначе лежали бы мертвым грузом.
Лучше ли использовать эти деньги для создания общественных благ, таких как более качественные дороги, или же стоит направить их на производство частных благ, как, например, товары длительного пользования? Есть веские основания утверждать, что в нашей стране возникла нехватка общественных благ.
И в интересах создания рабочих мест нам, очевидно, надо отдать предпочтение общественным благам, когда мы пытаемся трудоустроить безработных.
Тема экономического оздоровления наводит на мысль о двух других успокаивающих заблуждениях, которые сейчас в ходу в США.
Первое заключается в том, что американская экономика действительно встала на путь оздоровления, но движется просто медленнее, чем нам хотелось бы. Справедливости ради отметим, что это продолжает твердить Белый дом, хотя это неправда. Рост ВВП не дотягивает до потенциала.
А рост занятости не поспевает за увеличением численности населения трудоспособного возраста. Если вы спросите, сколько времени нам понадобится, чтобы при нынешних темпах снизить безработицу до 5%, ответ – бесконечность.
Второе заблуждение связано с сохраняющейся надеждой на то, что пакет по стимулированию экономики размером 787 млрд. долл., принятый в 2009 году, еще может сотворить чудо, поскольку значительные фонды еще не потрачены.
В прошлом году я указывал на то, что уровень роста ВВП зависит не от общей суммы потраченных фондов, но от темпов расходования этих фондов. А наивысшие темпы были зафиксированы в прошлом году.
К сожалению, теперь мы будем двигаться только вниз.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Просто следуй за деньгами
Все эти разговоры о разрушающейся инфраструктуре в США кажутся мне преувеличением. После того как в дороги и скоростные шоссе были вложены многие триллионы долларов, разумно, конечно, думать, что их надо поддерживать в должном состоянии. Реальный вопрос в том, какой объем ремонта требуется на самом деле. Важно сравнить стоимость строительства и замены дорожного покрытия с другими важными гражданскими инженерными проектами и общественными благами.
Например, сколько городов располагают достаточно крепкими дамбами или крупными водохранилищами для удовлетворения будущих нужд? А как насчет высокоскоростной железной дороги, которая связала бы крупнейшие американские города? Дискуссия должна выйти за пределы призывов по увеличению госрасходов и перерасти в анализ рентабельности различных вариантов расходования бюджетных средств.
– Gary Henscheid, Япония
Есть еще один аргумент в пользу программ расходов на общественные, а не частные блага. Строительство и ремонт дорог и мостов предусматривает использование рабочей силы и материалов из США. С другой стороны, большое количество товаров длительного пользования означает, по крайней мере в случае Америки, рост производства в КНР, ФРГ и других странах с сильной производственной базой. Как европеец я могу с этим смириться, но для американского налогоплательщика это плохая сделка.
– Andrew Watt, Брюссель (старший научный сотрудник Европейского профсоюзного института в Брюсселе)
Больше всего меня раздражает короткая память власть имущих, а также неспособность американцев увидеть, что в прошлом для США сделало реальное стимулирование экономики. Во время Великой депрессии, когда я был подростком, я возил тележку с бутилированной водой для рабочих, нанятых Управлением по строительным работам для расширения вдвое Муниципального аэропорта Чикаго (сейчас это аэропорт Чикаго Мидуэй). С тех пор этот аэропорт остается двигателем экономики.
Частный сектор не вытащит Америку из кризиса, это смогут сделать только дополнительные госпрограммы. Я не понимаю, почему Обама не попытался инициировать больше таких программ.
– Z.Z. Ronman, Флорида
50-миллиардный пакет стимулирования не решит всех масштабных проблем с инфраструктурой в США. С точки зрения европейца, американская система скоростных шоссе ужасна. Я вспоминаю поездку на машине из аэропорта имени Кеннеди в аэропорт LaGuardia, которую совершил несколько лет назад. Дороги были хуже, чем в Восточной Европе.
– M., Швейцария