TURNER/THE IRISH TIMES - DUBLIN, IRELAND/CARTOONARTS INTERNATIONAL/THE NEW YORK TIMES SYNDICATE
Возникает удивительное успокоение, когда видишь, что США не одни пытаются выбраться из трясины провальной финансовой политики.
П. О'Нил, постоянный автор онлайнового журнала A Fistful of Euros, опубликовал ряд хороших наблюдений по поводу злоключений Ирландии, после того как она ударилась в 2009 году в жесткую экономию. Он пишет: долговой кризис привел к тому, что в собственности ирландских банков оказался бизнес, которым они никогда не планировали заниматься. Так, банки управляют гостиницами, которые перешли к ним, и продают подержанную сельхозтехнику.
«Но у этой ситуации есть странная обратная сторона, – отмечает О'Нил. – Только одну отрасль экономики правительство провозгласило запретной зоной для каких-либо процессов, вызванных долговыми потрясениями, для реструктуризации и внешнего управления. И это как раз банковский сектор».
Автор предполагает, что худшее пока не позади: «С учетом масштабов необходимой реструктуризации можно было подумать, что она будет проводиться в спешном порядке, как можно скорее, чтобы хоть как-то сократить будущие долги. Но не тут-то было».
Так каковы же плюсы жесткой финансовой политики для Ирландии? Кажется, их вообще нет.
Пару месяцев назад я поставил другой вопрос: придает ли рынкам уверенности бюджетная экономия? После того как Ирландия быстро и смело пустилась в дикую экономию, появилось достаточно много публикаций в печати, что она восстановила доверие рынков к себе. Но реальные цифры говорили об обратном. Я сравнил Ирландию с Испанией, которая относительно медленно и неохотно затягивала пояса, а инвесторы тем не менее относились к ней не хуже.
До того, как ударил финансовый кризис, доходы Ирландии и Испании росли на огромных пузырях на рынке недвижимости. Когда пузыри лопнули, оба правительства оказались на крючке из-за массовых убытков.
Мы помним, что доходность облигаций всегда движется в направлении, противоположном движению цен, – при наличии на рынке спроса на облигацию обычно ее доходность снижается. Если же спрос невысок, доходность ценной бумаги возрастает. Только посмотрите на доходность 10-летних облигаций Ирландии на графике на этой странице. Поскольку сторонники экономии утверждают, что одобрение со стороны рынка облигаций – это признак успешности финансовой политики, важно отметить, что покорная Ирландия предстает чуть ли не как страна, уходящая в неуправляемую долговую спираль, а непослушная Испания выглядит значительно лучше. Правда, ирландский пузырь был больше испанского, так что можно было сказать, что причина в этом.
Но простой факт заключается в том, что контраст между этими двумя странами поразителен.
Источник: Bloomberg ФОТО THE NEW YORK TIMES |
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Ирландцы: нам не везет, и ничего не поделаешь
Г-н Кругман, не думаю, что ирландский пример подтверждает верность ваших выводов. Наряду с правильной бюджетной экономией правительство Ирландии много, непродуктивно и возрастающими темпами занимало, чтобы поддержать свой банковский сектор. Накопленные долги снижают финансовый эффект от жестких бюджетных сокращений, которые вынуждены были пережить люди. Кажется, рынок облигаций обратил внимание не на экономию, а разглядел истинную ситуацию и обоснованно проявляет недовольство увиденным.
– L., Ирландия
Затраты, на которые по оценкам пришлось пойти для спасения ирландских банков, вызвали очень глубокий и необычный экономический кризис, хуже которого был только исландский. С другой стороны, крупнейшие испанские банки – такие как Banco Santander и BBVA Group – здоровы и активно скупают конкурентов, чтобы выйти из финансового кризиса еще более сильными. Конечно, ирландские проблемы можно объяснить слабым банковским регулированием, в то время как Испанию можно похвалить за эффективный контроль на протяжении лет, предшествовавших спаду. В конце концов у Ирландии нет иного выбора, кроме как экономить.
– J.G., Австрия
Думаю, все западные страны, за исключением ФРГ, сталкиваются со схожими проблемами, поскольку их экономика основана на финансовой спекуляции, пузырях и кредите в ущерб их промышленным возможностям. Только взгляните на пример Испании и пузырь на ее рынке недвижимости. Страна с населением 44 млн. человек в 2006 году начала строительство 900 тыс. новых домов. Теперь она сталкивается с рекордной безработицей и растущим объемом долга, а реальная альтернатива отсутствует.
– D.F.C., Испания
Глядя на эти графики, мы понимаем, что есть такая вещь, как стимулирующее финансовое ограничение. И работает это здорово, только если ты хочешь увеличить доходность облигаций.
– L., Ирландия