ФОТО EROS HOAGLAND FOR THE NEW YORK TIMES
Американские солдаты проверяют бензовоз на нефтеперерабатывающем заводе в Байджи. Сейчас в Ираке ежедневно добывается
2,4 миллиона баррелей нефти.
Правда ли, что американцев обманом втянули в войну в Ираке? Да.
«Это было моей ошибкой: мне следовало убедить президента, что это был кинжал, нацеленный в самое сердце администрации», – пишет он. В чем же заключается его главное доказательство того, что обмана не было? В том, что правительственная комиссия не нашла никаких признаков злого умысла! Но это расследование проходило тогда, когда рейтинг Буша был высоким, а сотрудники спецслужб боялись возмездия, если они расскажут правду.
Но Карл Роув, который был старшим советником и заместителем главы аппарата у Джорджа Буша-младшего, заявил в июле в статье для Wall Street Journal, будто его «самой большой ошибкой» было то, что он не принял ответных мер, когда в 2004 году начались разговоры о том, что администрация Буша лгала американцам во время подготовки к войне в Ираке.
Так как бы выглядело настоящее расследование иракской войны? Посмотрите на расследование, которое идет в Великобритании. После многомесячного сбора улик и допросов свидетелей комиссия установила, что Буш и Тони Блэр хотели этой войны, подтасовывали разведданные, чтобы начать ее, и игнорировали предупреждения, что такая война поможет «Аль-Каиде», а не ослабит ее.
И мы ринулись в бой.
В последнее время истерия по поводу дефицита бюджета в США все больше напоминает тот марш-бросок к войне. В своей недавней статье, посвященной нынешним призывам к экономии, Крис Хейс, вашингтонский редактор журнала Nation, написал следующее: «В течение одного дня то, что истеблишмент раньше считал приемлемым – Саддам Хусейн, – стало невыносимым, это был кризис такой остроты, что «серьезных людей» попросили изложить свои соображения о том, что с ним делать».
Если параллели с иракской войной справедливы и дефициты стали невыносимыми для всех, то через годы, когда американская экономика погрузится в дефляционную ловушку, после того как большинство людей признают, что экономия была ошибкой, только тех, кто разделяет эти ошибочные взгляды, будут называть «серьезными», а тех, кто активно выступал против катастрофического курса, все еще будут считать ненадежными и не заслуживающими доверия.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Честность и реальная жизнь несовместимы, как нефть и вода
Конечно, США втянули в войну с помощью лжи. Те, кто это знает наверняка, больше всех и отрицают. Будет любопытно когда-нибудь прочесть подробный отчет о той сети интриг, политических, коммерческих, академических, религиозных и геополитических, которая сделала возможной войну, стоившую тысяч жизней и оставившую долг в триллион долларов.
– Frank Dumont, Канада
На любое публичное высказывание Карла Роува сейчас следует реагировать горькой усмешкой. Если бы энергию, затраченную на сокрытие мошенничества, совершенного предыдущей администрацией, направить в другое русло, то ее хватило бы, чтобы какое-то время освещать всю страну.
– Catherine Barroll, Канада
Вопрос сейчас заключается в том, как американцы собираются предотвращать войны в будущем.
Сейчас есть большая вероятность новой войны на Корейском полуострове. Боевые корабли, субмарины, авианосцы и наземные силы США и Южной Кореи устроили маневры, чтобы запугать КНДР.
– S., Малайзия
Я жил и работал в регионе Персидского залива в конце 90-х, в правление Клинтона. Тогда Госдепартамент убеждал нас, что у Саддама Хусейна имеется оружие массового поражения и он готов применить его против соседних арабских стран. Подчеркиваю, это было при Клинтоне, поэтому я не уверен, что нам лгал именно г-н Буш.
– Ralph Vince, Огайо
Г-н Кругман, я полностью согласен, что США пожертвовали здравым смыслом ради безопасности. Мы совершенно очевидно не добились безопасности и повели себя крайне иррационально, отказавшись от проведения глубокого расследования, которое должно было выявить обстоятельства нашего вступления в иракскую войну.
– A., Техас
Обоснованием для начала войны был тот простой факт, что у Саддама якобы имелось ядерное оружие и он был достаточно безумен, чтобы применить его. В то время не называли никаких других причин – ни освобождение Ирака, ни распространение демократии, – потому что американская публика не согласилась бы из-за них начать войну.
– S.D., Пенсильвания