0
1872
Газета Блог Пола Кругмана Интернет-версия

10.03.2010 00:00:00

Головоломка глобализации

Тэги: глобализация, торговля


глобализация, торговля Широкое применение контейнеров изменило транспортную составляющую международной торговли в XX веке.
SHAWN BALDWIN FOR THE NEW YORK TIMES

Большинство экономистов-международников отрицательно ответили бы вам на вопрос, неумолим ли тренд глобализации. Действительно, где-то до 1970 года глобальные рынки были менее взаимосвязаны, чем в 1913 году. И лишь совсем недавно мы вернулись к уровню интеграции рынков капитала, соответствующему показателям почти столетней давности.

В чем причина? Что ж, отчасти вина лежит на протекционизме, который усилился в период между двумя мировыми войнами, особенно обострившись в ходе Великой депрессии. Но даже до того кризиса глобализация уже переживала упадок, что в какой-то мере было обусловлено ростом транспортных издержек. Согласно данным Бюро переписи США, в 1920-х и 1930-х годах наблюдалось увеличение цены товаров, подлежащих перевозке. Это был единственный период роста стоимости на протяжении века, характеризовавшегося в целом падением цен.

Когда я пытаюсь разобраться в причинах того роста цен, меня еще больше озадачивают недавние примеры углубления глобализации. Почему она усилилась в XXI веке, несмотря на то что транспортные издержки по-прежнему остаются высокими? Как это объяснить?

У меня есть теория относительно периода расцвета глобализации 1870–1913 годов. Все дело было в паре. Паровой двигатель стал большим технологическим прорывом той эпохи, и, естественно, он способствовал развитию перевозок. Силе пара нашлось много применений, однако наиболее привлекательным оказалось ее использование в двигателях паровозов и пароходов.

Это связано с еще одной моей теорией о спаде темпов глобализации в период между двумя войнами в ХХ столетии. Самыми большими технологическими достижениями эпохи были электричество и двигатель внутреннего сгорания. Оба изобретения многое значили для перевозок на короткие дистанции, однако мало что изменили в транспортировке товаров на дальние расстояния.

Кроме того, электрификация фабрик, не говоря уже о моторизации сельхозтехники, обеспечила серьезный рост производительности. Таким образом, в этом случае данные изобретения не способствовали столь масштабному развитию международной торговли, как пар.

А что можно сказать о нашей современной эпохе? Не думаю, что можно выделить что-то одно столь же простое, как пар, чтобы объяснить нынешний тренд роста торговли.

Конечно, имели место ряд крупных инноваций в транспортной сфере (две наиболее важные – реактивный самолет и контейнерные перевозки). Но достаточно ли их для объяснения, казалось бы, неумолимого роста глобальных торговых потоков?

Безусловно, протекционизм также серьезно уменьшился. Однако опять-таки является ли он самым важным фактором?

Читатели, каковы ваши теории?

КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM

Почему границы становятся менее четкими? Мнения со всего мира

Как насчет влияния Интернета?

Без имени, Сан-Франциско

Полагаю, что вы, возможно, недооцениваете последствия перехода к контейнерным перевозкам, которые превратили некогда крайне трудоемкий бизнес (грузоперевозки) в капиталоемкую индустрию. Заметное увеличение размеров грузовых судов подтверждает этот факт.

– D.M.C., г. Люцерн, Швейцария

Возможно, просто случилось так, что на протяжении современной эры (я отсчитываю ее с 1980 года), после того как капитализм завоевал позиции в коммунистических странах, таких как КНР и Вьетнам, а также в бывших колониях, например, в Индии и Индонезии, глобальный бизнес получил доступ к рабочей силе с исторически заниженной оплатой труда. Эта теория также могла бы объяснить большой дисбаланс в торговле и деиндустриализацию, которые имели место в США и Западной Европе.

– Warren Edelstein, Чикаго

Не повлияла ли серьезно на рост торговли холодная война? Начав осуществление рыночных реформ, Дэн Сяопин и Михаил Горбачев сделали первый шаг, когда их страны вступили в период, последовавший за завершением эры холодной войны. Революция в информационных технологиях лишь способствовала ускорению глобализации. Теперь, похоже, нам следует ожидать торможения, поскольку свободное движение капитала и извлечение прибыли за счет использования более дешевой рабочей силы в мире наталкиваются на политическое давление. Это необязательно плохо: до сих пор постиндустриальная экономика в общем и целом предполагала, что грязная, опасная и неинтересная работа будет выведена за рубеж. Прорыв в сфере услуг мобильных телекоммуникаций по всей планете, возможно, однажды будет рассматриваться как предвестник жизнеспособной и реальной «новой экономики».

– Без имени, Калифорния

Быть может, ответ заключается в использовании рабочей силы в странах с очень низким курсом национальной валюты? В конце концов большинство людей в Китае когда-то были крестьянами, с трудом зарабатывавшими себе на жизнь, а новообретенный капитализм в их стране дает им огромное преимущество сравнения, которого прежде не существовало. Испытав огромные тяготы, китайский народ сейчас готов трудиться по многу часов в день за очень низкую плату. Китайское законодательство фактически не предусматривает защиту прав рабочих, поэтому там и может процветать эксплуатация трудящихся. В итоге ни одна другая страна на Земле не может конкурировать с КНР.

– Dave, Висконсин

Глобализацию можно объяснить внутренними переменами в предпочтениях потребителей. Перед Второй мировой войной жители Западной Европы, возможно, не сталкивались с большим количеством товаров американского производства. Тогда, до бомбежек, разрушавших их экономику, национальная промышленность производила продукцию, конкурирующую с импортной. После того как на Европу сбросили несколько миллионов тонн взрывчатки, у европейцев не было особого выбора – им приходилось пробовать новые продукты, которые порой были лучшего качества.

Что касается технологических прорывов, возможно, следует принять во внимание, что возможность перевозки охлажденной продукции увеличила объем товаров, подлежащих транспортировке. Вспомните компании Dole или United Fruit.

– Alex Turnbull, Гонконг

Я полагаю, что глобализацию движет крайнее неравенство в оплате труда в мире, а также понижение торговых барьеров. Кроме того, имеет место готовность части западного бизнеса и политических лидеров производить товары за границей с привлечением иностранных рабочих.

– Roman Pearce, Ванкувер

У меня есть несколько мыслей по поводу возможных объяснений. Во-первых, глобализации могло способствовать появление хорошо образованных, но малооплачиваемых рабочих в ключевых развивающихся странах. Возможно, целый ряд прорывов в глобальных коммуникационных технологиях привел к снижению стоимости большинства международных деловых транзакций. Наконец, не исключено, что сыграло роль рождение многонациональной корпорации – образования, специально созданного для транснациональной деятельности, чтобы получать конкурентное преимущество в ряде областей – начиная от стоимости рабочей силы и заканчивая регулирующими нормами.

– Iain, Сидней

Возможно, дело в крайне дешевой рабочей силе в развивающихся странах? Я уже не говорю о множестве услуг, которые предоставляются по всему миру (например, телекоммуникационная поддержка) и практически позволяют избежать транспортных расходов: потребителю приходится лишь оплатить небольшой счет.

– Fred Hartman, Чехия


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
222
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
268
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
231
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
196

Другие новости