Простая схема помогает прояснить спорный внешнеполитический вопрос
Наконец-то валютные манипуляции Китая начинают получать жесткую оценку, которую заслуживают. Как сообщил 4 февраля в New York Times Марк Лэндлер, администрация Обамы возобновила давление на Пекин с целью остановить эту практику.
Но, читая одну фразу г-на Лэндлера, я не поверил своим глазам. Объясняя, почему валютный спор порождает такие деликатные проблемы для обеих стран, он сделал следующее заключение: «Курсы обмена валют – вопрос загадочный, объяснить который труднее, чем встречу с Далай-ламой».
Что же это такое? Ситуацию объяснить совсем не трудно. Может быть, сложнее всего понять, когда при обсуждении проблемы нужно использовать термин «юань», а когда «жэньминьби», но и этот вопрос решается достаточно легко. Жэньминьби – название китайской национальной валюты, то есть юань, единица. Это все равно что разница между стерлингом и фунтом в Великобритании.
Что касается, собственно, шума вокруг валютных курсов, то это обычный случай соотношения спроса и предложения. График, который я сделал, показывает: по мере того как обменный курс китайской валюты занижается, цена доллара в юанях повышается. Это, в свою очередь, повышает стоимость долларов, которые Китай зарабатывает от экспорта, и снижает цену долларов, которые он расходует на импорт. (Движение капитала несколько усложняет дело, но, по существу, не меняет его.)
Удерживая свою валюту в состоянии искусственной слабости – постоянно сохраняя более высокую цену доллара в юанях, – Китай создает излишки долларов, которые китайское правительство должно приобретать.
Нет ничего загадочного в таком положении дел или его пагубных последствиях. На фоне того, что повсюду в мире безработица достигла высокого уровня, экономика многих стран остается нестабильной, а центральные банки в целом ряде государств устанавливают максимально низкие процентные ставки, политику Китая иначе как хищнической не назовешь.
Комментарии читателей с сайта nytimes.com
Из дефицита внешней торговли выбраться не просто
Замечательная идея – возложить вину за нехватку рабочих мест в Соединенных Штатах на китайцев, – но проблематичная. В последние 20 лет многие американские предприятия закрылись. Даже если бы доллар был слабее, нам бы просто было нечего продавать, потому что мы в США забыли, что рост экономики обеспечивают предприятия, а не задолженность по потребительскому кредиту.
– Philip, Сан-Франциско
Меня не беспокоит то, что китайцы скупают доллары. Меня беспокоит другое: а что произойдет в тот день, когда они решат не делать этого? Они могут сказать: «Прекратите помогать Тайваню – или завтра утром мы распродадим весь наш долларовый долг». Конечно, это нанесет ущерб и их экономике, но с каких пор идеологи беспокоятся о таких вещах?
– John, Принстон, штат Нью-Джерси
Я в чем-то согласен с теми, кто полагает, что китайцы, девальвируя свою валюту, наносят ущерб самим себе и что мы получаем выгоду, приобретая импортируемые товары по низким ценам.
Однако эта проблема политическая и социальная, а не чисто экономическая. Оборотная сторона дефицита в торговле с Китаем – это превышение активов над пассивами на счетах движения капитала. (Иными словами, китайцы дают нам взаймы гору денег.) Для того чтобы отработать все это, Америка должна уметь продуктивно использовать весь инвестированный капитал.
Проблема в том, что частный сектор в Америке испытывает недостаток идей насчет того, как продуктивно использовать эти ресурсы. Последней идеей бизнеса был мыльный пузырь в сфере недвижимости.
Что касается государственного сектора экономики Соединенных Штатов, то я считаю, что правительство могло бы с пользой инвестировать деньги, но политическая система испытывает такую аллергию к долгу, что просто не в состоянии делать такие вложения.
Таким образом, мы завязли в ситуации, при которой единственное политически возможное решение – это сказать китайцам, что нам не нужны ни их дешевое барахло, ни их деньги.
Это, конечно, незадействованная возможность, но реальность слишком очевидна.
– J.Cordaro, Кливленд
Нам следует договориться с китайцами о такой сделке, которую мы не предложили клиентам American International Group: предложить им 50 центов на доллар.
– Mark, Крествуд, штат Кентукки
Я думаю, что как Соединенные Штаты, так и Китай скованы внутренними факторами, которые вынуждают их лишь вести жесткие разговоры и ничего более.
– Kaustabh Duorah, Купертино, Калифорния