0
1728

31.01.2008 00:00:00

Спасет ли красота симуляцию?

Тэги: великанов, симулякр ли я дрожащий или право имею


Андрей Великанов. Симулякр ли я дрожащий или право имею. – М.: Новое литературное обозрение, 2007. – 272 с., ил.

Книга известного московского художника Андрея Великанова воплощает в себе новый эстетический пафос, который выражается в симуляции как методе современного искусства. Философские амбиции Великанова выдержаны в строгом стилистическом ключе, полагая книгу в качестве пролегоменов для будущего более масштабного труда.

Для объяснения культуры постмодерна Великанов предлагает биологическую аналогию в виде термина «эпифиты» (вместо «ризомы» Делеза и Гваттари), а вместо «метафоры» – «эпифору». Эпифиты в отличие от паразитов закрепляются на стволе культуры не для сожительства на нем в виде ответственных интерпретаций, а для его умерщвления, перерабатывая в основу своей симулятивности. Эпифиты образуют «тонкий симуляционный слой на поверхности реальности, который и есть видимая реальность, точно так же, как тропический лес виден как совокупная поверхность эпифитов». Эпифит не укоренен в почве, а симуляции «нет нужды быть связанной с классической культурой».

В связи с этим Великанов считает, что в философии идет спор не между реалистами и номиналистами, а между реалистами и симулятивистами. «Защитники реальности, – пишет автор, – вроде бы находятся в привилегированном положении. Они смело могут утверждать, что все реальное принадлежит им. Но и сторонники симуляции занимают вполне выигрышную позицию. По существу вопроса они заявляют, что все реальное – чистая фикция и, следовательно, находится в их полном распоряжении».

Схематично антологию Великанова можно представить следующим образом: мир эйдосов и мир симулякров. Если Ницше и Делез призывали «перевернуть платонизм вверх ногами», то Великанов предлагает считать мир симулякров новым универсумом эйдосов: «Тогда производимые им копии, при условии что они доступны совместному восприятию, – объективные вещи, иерархически низшая реальность в отличие от реальности идеальной. Назовем их пока, за неимением лучшего термина, вещами симуляции».

Жонглируя метафорами то из Чернышевского, то из Достоевского, Андрей Великанов отказывает мимесису в трактовке искусства, поскольку считает, что, например, первобытное искусство «имело свое до-эстетическое отношение к реальности», а потому потребность в некоем до-эстетическом отношении до-искусства к симуляции актуальна как никогда.

Таким образом, новая эстетика симуляции предстает одновременно последней из всех возможных, являясь очевидицей собственной смерти. Новая рефлексивная эстетика, позволяющая видеть симуляцию, заявлена в книге лишь в виде наброска, без проработанной методологии и пока в образе сталкерства или шаманства, включая опыт самого автора. Помысленный императив симуляции может перестать быть императивом только для помыслившего и только при личной инициативе по созданию рефлексии и семиотической границы. «Но для того чтобы превратить императив в метафору и чуждую идеологию, как это ни странно, нужно не разрушить его, не деконструировать, а сначала выполнить приказ. Необходимо принять участие в деятельности сознательно, потому что до этого участие тоже было, но оно было неосознанным. Необходимо начать играть в эту игру, чтобы научиться на нее указывать как на метафору». Таким образом, тип художнического недеяния уходит в прошлое – во многом для того, чтобы приравнять его к философскому ничегонеделанию на фоне бесконечных тупиков концептуализации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1146
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1119
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
904
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
582

Другие новости