0
1153

06.09.2007 00:00:00

Путешествие в кресле

Тэги: моруа, франция, путешествия, путеводитель


Андре Моруа. Франция. – М.: Б.С.Г.-Пресс, 2007. – 232с.

Вы любите путешествовать, дорогой читатель? Быть может, в детстве смотрели «Клуб путешественников»? Любое путешествие – это чудесно («Из дома вышел человек с кисетом и мешком/ И в дальний путь, и в дальний путь/ Отправился пешком»). С другой стороны, уход от любимого кресла, тапочек и пейзажа за окном тоже требует усилий (даже если из вашего окна видна совсем не Красная площадь). Есть, конечно, альтернатива – путешествовать по карте и путеводителю. Однако найти хорошего книжного гида, не обременяющего вас излишними подробностями («Посмотрите налево, вы видите нашу городскую водокачку, построенную архитектором Пупкиным в ...дцатом году. На ее изготовление ушло 12 345 678 штук кирпичей┘»), но в то же время не считающего, что в Москве все должны смотреть Кремль, в Петербурге – Медного всадника, а в США – статую Свободы, чрезвычайно трудно.

Нужно сказать, что уже повезло россиянам, которые хотят отправиться во Францию, не выходя из дома. К их услугам гид по имени Андре Моруа – известный писатель и настоящий француз. Как настоящий прозаик, господин Моруа четко встраивает серию очерков о наиболее известных объектах Франции: площадь Согласия в Париже, Версаль, Канны – вот далеко не полный список тех мест, куда можно попасть с помощью этой книги. Каждой достопримечательности соответствует один рассказ, в котором довольно тесно переплетаются история и современность. В результате возникает странное ощущение всевластия времени над людьми и архитектурой – вот площадь Согласия в Париже, которая с XVIII века несколько раз кардинально меняла свой облик. Время и люди уничтожали или изменяли старые памятники, ставили новые, пытаясь выразить в камне идею этого самого согласия, но все-таки то, что стоит там сейчас, – всего лишь временное (по историческим меркам) представление о гармонии нашей эпохи, которое может измениться или кануть в Лету. Это, конечно, не совсем «туристические» переживания, но Моруа доносит их до читателя, как истинный француз, очень тактично.

Вообще «Франция» – книга французская во всех смыслах этого слова: блестящая, парадная, привлекательная, ненавязчивая, несколько поверхностная, не обременяющая своего читателя. Ее можно начинать читать с любого очерка в произвольном порядке, можно ознакомиться с ней сразу и целиком, а можно – открывая книгу наугад. (Заметим, что почти половину русского издания занимают пространные комментарии к очеркам, сделанные редакцией. Оба они весьма познавательны – историко-литературный и культурологический. Они дают представление не только об истории отдельных мест во Франции и страны в целом, но и приоткрывают перед читателем культурное пространство этого государства и его жителей.)

В общем и целом получился очень неплохой путеводитель, который, правда, не лишен отдельных недостатков. Если читатель никогда не видел места, о котором повествует Андре Моруа, то он вряд ли сможет себе представить его во всех подробностях. Очерки скорее описывают не то, что находится перед глазами писателя, а то, что он знает об этом месте и какие чувства и воспоминания пробуждает в нем та или иная достопримечательность. Это очень интересный подход, но, к сожалению, он не дает увидеть объект, а скорее позволяет его почувствовать, изучить, ощутить. Описания, сделанные Андре Моруа, крайне интересны, но и крайне скупы. Он скорее следует средневековыми «путями паломника» (естественно, опуская все богословские и моральные рассуждения), чем дорогами, указанными в путеводителе наших дней. Мы не узнаем, в какой гостинице лучше остановиться или что и где следует попробовать в Париже и других местах, много ли жителей во Франции, хороши ли дороги, работает ли транспорт и тысячи других мелочей, интересных туристу, впервые прибывающему в другую страну.

Но экзистенциальные путеводители тоже нужны. Когда ваш приятель приезжает из другой страны или даже города, достопримечательности можно посмотреть за 10 минут на фотографиях, узнать, как и где остановиться в городе, можно за 5 минут, а вот внутренние ощущения человека, близкого вам, куда интереснее. А потому в какой-то момент становится не важно, сколько жителей и туристов было в Париже или в Москве, как он туда добрался, поскольку вы начинаете самое увлекательное путешествие в мире – по глубинам человеческой души.

Андре Моруа – идеальный приятель. Обладая превосходным слогом, он пускает вас в мир своих чувств, ощущений и воспоминаний, тесно переплетая их с историей Франции. Возможно, это самый лучший способ постижения далекой действительности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

Екатерина Трифонова

Государственную политику репатриации заблокировала бюрократия на местах и в центре

0
1306
КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

Иван Родин

Оппозиционная партия провела день пионерии при полном параде

0
1043
В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

Анастасия Башкатова

Доступность жилья остается ахиллесовой пятой рынка недвижимости РФ

0
1673
Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дарья Гармоненко

В "Рассвете" организовали уже более 30 региональных конференций

0
1345

Другие новости