0
1813

14.12.2006 00:00:00

На окраинах, в центре и на границе

Тэги: роднянская, движение литературы


Ирина Роднянская. Движение литературы. В 2 т. – М.: Языки славянских культур, 2006, 712+520 с. (Studia philologica).

Начала было писать: «Двухтомник литературоведа┘» – да вовремя спохватилась. Уже в предваряющей сборник беседе «о профессии» с Татьяной Касаткиной Роднянская говорит о своих сомнениях в праве самого этого слова – «литературовед» – на существование. Оно представляется ей искусственным: «или безмерно широко, или вообще ничего не означает». А о себе – то осторожно: «я все-таки не филолог┘» (и это в интенсивно-филологической статье о языке православного богослужения «как препятствии к раскультуриванию современной России»!), а то и того резче: «я дилетант и никогда не числила себя в литературоведах» (все в той же беседе с Касаткиной). В целом сдержанно: «литератор, гуманитарий┘»

На самом деле кем бы ни числила себя Ирина Бенционовна Роднянская (библиографическая справка гласит: критик и публицист, заведующая отделом критики «Нового мира»), как бы ни казалось ей правильным себя называть, – факт есть факт: перед нами результаты ее размышлений над происходящим в русской литературе за последние четыре десятилетия (несколько культурных эпох!), рассматривания их глазами ученого-филолога – и журнального критика.

Получилось пять больших разделов. Первый – о классиках: об устойчивых фигурах, «константах» литературного процесса, от Пушкина до Заболоцкого. Последнему – очень недооцененному, по мнению исследователя, и далеко не в полную силу осуществившемуся поэту («замысленному богом искусства, быть может, страшно сказать, вторым Пушкиным»!) – посвящены самые, на мой взгляд, философские, насыщенные и неожиданные тексты сборника. Остальные – о современниках: прозаиках, поэтах, особо – об «идеологическом романе» и, наконец, о филологии и о коллегах-филологах. В последних двух разделах – вставки под названием «Между»: о больших смысловых тенденциях времени. О европейских интеллектуалах и русских западниках, о понимании словесности светской и религиозной мыслью, о слове и музыке в лирике┘

«Между критиком и литературоведом, – пишет Роднянская, – не может быть непреодолимой границы». И все-таки между Роднянской-литературоведом и Роднянской-критиком есть и разница, и граница. Правда, проницаемая: скорее соединяющая, чем разделяющая. Настолько, что две эти столь различные фигуры сменяют друг друга в пределах одной страницы.

Чем занят, по моему разумению, критик? Прояснением смыслов толкуемого текста. Чем – литературовед? Установлением координат того же текста в системе больших соответствий и связей. Не только с текстами-современниками, но и с литературными событиями прошлого и будущего. Не только «горизонтальных» – в пределах изящной словесности как таковой, но и «вертикальных» – с тем, что происходило в других культурных областях: в отвлеченной мысли (указание на забытые богословские корни «семантического сдвига» в русской поэзии, определившего ее лицо вплоть до сего дня), в живописи (параллели между Заболоцким и Филоновым), в искусстве данного времени вообще – в ощущении мира и характерных настроениях эпохи (замечание о «дискредитирующем снижении» – типовой черте «нового искусства» или о том, как в лермонтовской поэзии обнаруживаются «артистическая свобода и даже непоследовательность, столь свойственные русским 1830-м годам»). Критик – собеседник. Литературовед – картограф.

У них – во всяком случае, когда оба оказываются объединенными в лице Роднянской – общий, хотя в разных ракурсах увиденный предмет. Он назван уже в заглавии: движение литературы. Именно это неизменно оказывается в фокусе ее внимания, что бы она ни писала: филологическое исследование или критическую статью. Не столько остановки и результаты, сколько процессы, сдвиги, переломы, взаимные прорастания разных, даже далеко вроде бы отстоящих друг от друга явлений.

О ком бы ни шла речь – о Пушкине или о Евгении Гришковце, о Николае Заболоцком или о Хольме ван Зайчике (да! есть в книге и такой герой!) – все персонажи уживаются под одной обложкой вполне органично, дополняя друг друга. В этом смысле действительно «ничто не мелко» – все происходящее в литературе, включая давно забытую прозу начала 1960-х (ну-ка, кто вспомнит сейчас Б.Бедного, В.Лучосина, Вал. Герасимову?), оказывается частями единого процесса развития, одной направленной работы. И это работа отнюдь не со словом как таковым. Оно в конечном счете сугубо инструментально; все его метаморфозы – результат «давления» со стороны более глубоких процессов.

Не оспаривая принадлежности Роднянской к цеху филологов и критиков, мне хочется рискнуть и назвать ее позицию в первую очередь философской. Развитие литературы показано ею как прояснение, уточнение, усложнение отношений человека со смыслами. Даже так: со Смыслом.

В литературной жизни, увиденной так, безусловно есть весьма жесткая (и не без пристрастности выстроенная) иерархия, но нет разрывов. Их нет даже тогда, когда ход жизни насильственно прерывается и спустя много лет – как во время перестроечного «публикаторского бума» – в культурный оборот возвращаются произведения, которым следовало быть прочитанными давным-давно. «Живой, целостный организм культуры рано или поздно приращивает к себе то, что было отсечено, и извергает то, что было внедрено силою или обманом; перемещения составляющих с периферии в сердцевину и из сердцевины на закраины, а то и вовсе вон, происходят в нем независимыми и таинственными путями».

Литература – а впрочем, и жизнь, в которую она погружена, – предстает как «единый текст». Так называется одна из работ о Заболоцком, вошедшая в двухтомник. Но «единым текстом» хочется назвать и сам сборник – разнородностью составивших его работ это только подтверждается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Россияне растягивают ипотечное удовольствие

Россияне растягивают ипотечное удовольствие

Анастасия Башкатова

Чтобы купить квартиру, семьи вынуждены брать кредит уже более чем на 22 года

0
307
Деньги для нацпроектов советуют искать на бирже

Деньги для нацпроектов советуют искать на бирже

Михаил Сергеев

Госкомпании РФ получат финансирование через продажу акций на триллион рублей

0
338
ЦБ РФ повысил прогноз по чистой прибыли банков на 2024 год до 3,3–3,8 трлн руб

ЦБ РФ повысил прогноз по чистой прибыли банков на 2024 год до 3,3–3,8 трлн руб

0
202
Норвежская компания установила в Баренцевом море плавучую платформу для добычи нефти и газа

Норвежская компания установила в Баренцевом море плавучую платформу для добычи нефти и газа

0
225

Другие новости