Ганс Йонас. Принцип ответственности: Опыт этики для технологической цивилизации / Пер с нем., предисловие, примечания И.И. Маханькова. - М.: Айрис-пресс, 2004, 480 с.
"Принцип ответственности" - не первая публикация Ганса Йонаса в России. С его историко-религиозными штудиями русский читатель впервые познакомился еще в 1998 году, когда в питерском издательстве "Лань" под заглавием "Гностицизм" вышел перевод "Гностической религии" (1954) - популярной английской версии первого крупного труда Йонаса "Гнозис и дух поздней античности" (1934). Однако подлинный масштаб творчества этого замечательного мыслителя русская публика сможет оценить только теперь, когда в издательстве "Айрис-пресс" опубликована по-русски его главная книга, принесшая автору всемирную славу и сделавшая его одним из авторитетнейших мыслителей послевоенной Европы.
Труд, посвященный новым этическим проблемам эпохи бурного технического прогресса, Йонас вынашивал долго. Конечно, бывший ученик Хайдеггера не мог не размышлять о существе техники. Но дело не только в этом. Опасности, порожденные убеждением в моральной нейтральности техники, не были для него только отвлеченной теоретической проблемой. Йонас потерял мать в Освенциме, участвовал в двух войнах (Второй мировой - в качестве солдата британской армии, арабо-израильской - в качестве добровольца армии Израиля), так что о разрушительной мощи технического разума знал не только из газетных статей. Многочисленные путешествия по миру (Германия, Англия, Палестина, Канада, Латинская Америка, США) позволили ему воочию убедиться в глобальном характере изменений, вызванных развитием производства и широким распространением идеологии потребления. Поэтому не случайно, что именно Йонас еще в начале шестидесятых, в период всеобщего воодушевления успехами технологий, одним из первых заговорил о смертельной опасности, таящейся в энтузиастической идеологии покорения природы, и заговорил не языком расплывчатой прекраснодушной экологической публицистики, а языком строгого философского анализа. И хотя в 1979 году, когда он подвел итоги этой работы в "Принципе ответственности", первой книге, написанной им по-немецки после многолетнего перерыва, технократический пыл сильно поубавился, нравственная позиция, отстаиваемая Йонасом в этой работе, все еще требовала (а во многом требует и поныне) мужественной решимости противостоять общераспространенным предубеждениям.
Это противостояние выражено уже в заглавии. В нем Йонас сознательно намекает на другую знаменитую философскую книгу, созданную в послевоенной Германии, - "Принцип надежды" Эрнста Блоха, одну из самых впечатляющих апологий утопического мышления. Согласно Блоху, именно утопический горизонт придает человеческому существованию смысл и цель. Йонас же считает необходимым напомнить, что при оценке будущего всегда важнее обращать внимание не на лучший, а на худший прогноз. То есть скорее пренебрегать прогрессом ради сведения риска к минимуму, нежели наоборот.
Потребность современной цивилизации в новой этике Йонас объясняет принципиальными изменениями в отношении современного человечества к собственному будущему. Во-первых, ни одна из цивилизаций прошлого не располагала техническими возможностями, ставящими под угрозу существование человечества как такового. Во-вторых, никогда прежде человеческие действия не имели столь долгосрочных и столь глобальных последствий. Это значит, что в моральной оценке последствий собственных поступков мы уже не можем руководствоваться только ответственностью перед современниками, но должны принимать во внимание и ответственность перед будущим человечеством.
Здесь-то и возникают сложнейшие этические проблемы. Очень трудно объяснить людям с помощью рациональных доводов, почему, собственно, они не должны руководствоваться в своих решениях девизом "После нас хоть потоп". Традиционная этика при обосновании обязанностей чаще всего прибегала к принципу взаимности: не делай другим того, чего не желаешь претерпеть от других сам. Но будущие поколения нам ничего сделать не могут, так что принцип взаимности тут не действует. О том, какими могли бы быть иные основания ответственности перед будущим, Йонас и написал свой трактат.
Главные достоинства "Принципа ответственности" - ясность и трезвость. Будучи мыслителем, чутким к религиозно-метафизической проблематике, Йонас сознавал, что в глазах современного читателя, к религии, как правило, безразличного, вес могут иметь только разумные аргументы без ссылок на метафизические принципы. Поэтому, не скрывая собственной симпатии к метафизике, он проявил чудеса интеллектуальной самодисциплины, тщательно отбирая только доводы, убедительные для любого здравомыслящего человека независимо от его мировоззренческой ориентации. Он пригоняет их друг к другу, как хороший каменщик кирпичи. Ведь для того, чтобы выдержать натиск времени, здание новой этики должно быть прочным.