0
4855

05.08.2004 00:00:00

Оптимистическая антиутопия

Тэги: Йонас, принцип, ответственность, этика


Ганс Йонас. Принцип ответственности: Опыт этики для технологической цивилизации / Пер с нем., предисловие, примечания И.И. Маханькова. - М.: Айрис-пресс, 2004, 480 с.

"Принцип ответственности" - не первая публикация Ганса Йонаса в России. С его историко-религиозными штудиями русский читатель впервые познакомился еще в 1998 году, когда в питерском издательстве "Лань" под заглавием "Гностицизм" вышел перевод "Гностической религии" (1954) - популярной английской версии первого крупного труда Йонаса "Гнозис и дух поздней античности" (1934). Однако подлинный масштаб творчества этого замечательного мыслителя русская публика сможет оценить только теперь, когда в издательстве "Айрис-пресс" опубликована по-русски его главная книга, принесшая автору всемирную славу и сделавшая его одним из авторитетнейших мыслителей послевоенной Европы.

Труд, посвященный новым этическим проблемам эпохи бурного технического прогресса, Йонас вынашивал долго. Конечно, бывший ученик Хайдеггера не мог не размышлять о существе техники. Но дело не только в этом. Опасности, порожденные убеждением в моральной нейтральности техники, не были для него только отвлеченной теоретической проблемой. Йонас потерял мать в Освенциме, участвовал в двух войнах (Второй мировой - в качестве солдата британской армии, арабо-израильской - в качестве добровольца армии Израиля), так что о разрушительной мощи технического разума знал не только из газетных статей. Многочисленные путешествия по миру (Германия, Англия, Палестина, Канада, Латинская Америка, США) позволили ему воочию убедиться в глобальном характере изменений, вызванных развитием производства и широким распространением идеологии потребления. Поэтому не случайно, что именно Йонас еще в начале шестидесятых, в период всеобщего воодушевления успехами технологий, одним из первых заговорил о смертельной опасности, таящейся в энтузиастической идеологии покорения природы, и заговорил не языком расплывчатой прекраснодушной экологической публицистики, а языком строгого философского анализа. И хотя в 1979 году, когда он подвел итоги этой работы в "Принципе ответственности", первой книге, написанной им по-немецки после многолетнего перерыва, технократический пыл сильно поубавился, нравственная позиция, отстаиваемая Йонасом в этой работе, все еще требовала (а во многом требует и поныне) мужественной решимости противостоять общераспространенным предубеждениям.

Это противостояние выражено уже в заглавии. В нем Йонас сознательно намекает на другую знаменитую философскую книгу, созданную в послевоенной Германии, - "Принцип надежды" Эрнста Блоха, одну из самых впечатляющих апологий утопического мышления. Согласно Блоху, именно утопический горизонт придает человеческому существованию смысл и цель. Йонас же считает необходимым напомнить, что при оценке будущего всегда важнее обращать внимание не на лучший, а на худший прогноз. То есть скорее пренебрегать прогрессом ради сведения риска к минимуму, нежели наоборот.

Потребность современной цивилизации в новой этике Йонас объясняет принципиальными изменениями в отношении современного человечества к собственному будущему. Во-первых, ни одна из цивилизаций прошлого не располагала техническими возможностями, ставящими под угрозу существование человечества как такового. Во-вторых, никогда прежде человеческие действия не имели столь долгосрочных и столь глобальных последствий. Это значит, что в моральной оценке последствий собственных поступков мы уже не можем руководствоваться только ответственностью перед современниками, но должны принимать во внимание и ответственность перед будущим человечеством.

Здесь-то и возникают сложнейшие этические проблемы. Очень трудно объяснить людям с помощью рациональных доводов, почему, собственно, они не должны руководствоваться в своих решениях девизом "После нас хоть потоп". Традиционная этика при обосновании обязанностей чаще всего прибегала к принципу взаимности: не делай другим того, чего не желаешь претерпеть от других сам. Но будущие поколения нам ничего сделать не могут, так что принцип взаимности тут не действует. О том, какими могли бы быть иные основания ответственности перед будущим, Йонас и написал свой трактат.

Главные достоинства "Принципа ответственности" - ясность и трезвость. Будучи мыслителем, чутким к религиозно-метафизической проблематике, Йонас сознавал, что в глазах современного читателя, к религии, как правило, безразличного, вес могут иметь только разумные аргументы без ссылок на метафизические принципы. Поэтому, не скрывая собственной симпатии к метафизике, он проявил чудеса интеллектуальной самодисциплины, тщательно отбирая только доводы, убедительные для любого здравомыслящего человека независимо от его мировоззренческой ориентации. Он пригоняет их друг к другу, как хороший каменщик кирпичи. Ведь для того, чтобы выдержать натиск времени, здание новой этики должно быть прочным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1262
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
798
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1530
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1479

Другие новости